Уровень сложности заданий Число заданий Часть 1 Часть 2 Часть 3 Базовый 26-- Повышенный 1081 Высокий --5
Часть 1 ( А ) ЕГЭ по биологии содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх : Из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня сложности. Часть 2 ( В ) включает 8 заданий повышенного уровня : 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести ; 3 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями ; 2 – на определение последовательности явлений и процессов. Часть 3 ( С ) включает 6 заданий с развернутым ответом : 1 – повышенного ; 5 – высокого уровня сложности.
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх. Они проверяют знания : биологической терминологии и символики ; основных положений биологических законов ; правил, гипотез ; строения и признаков биологических объектов ; сущности биологических процессов и явлений ; особенностей строения организма человека ; а также оперирование следующими учебными умениями : распознавать биологические объекты по их описанию. Задания повышенного уровня требуют : выбора одного или нескольких верных ответов, установления соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определения их последовательности. Кроме того, одно задание части 3 ( С ) предполагает развернутый свободный ответ практико - ориентированного характера. Задания повышенного уровня сложности проверяют сформированность более сложных умений : устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, сравнивать биологические объекты и процессы, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в изменённой ситуации. Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку умений экзаменуемых самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ, применять знания в новой ситуации. Они контролируют владение такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно - следственных связей, использование теоретических знаний в практической деятельности, решение задач высокого уровня сложно Характеристика заданий различного уровня сложности
Часть 1 - Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня Части 1 ( А ) оценивается 1 баллом. Часть 2 - Задания Части 2 ( В ) оцениваются от 0 до 2- х баллов. Часть 3 - Задание С 1 Части 3 оценивается от 0 до 2- х баллов, а С 2- С 6 – от 0 до 3- х баллов. Оценка зависит не только от правильности, но и от полноты ответа. За ЕГЭ по биологии выпускник максимально может получить 69 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.
Содержание экзаменационных заданий Контрольные измерительные материалы по биологии включают вопросы из 7 тематических блоков. Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем и т.д. Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, её химической организации, генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении и т.д. Третий блок «Организм как биологическая система» затрагивает вопросы о вирусах, о вредном влиянии мутагенов, наркотиков на генетический аппарат клетки, о наследственных болезнях человека, о селекции организмов и биотехнологии. Из четвёртого блока «Система и многообразие органического мира» отметим вопросы о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы. Пятый блок «Организм человека и его здоровье» посвящён вопросам строения и жизнедеятельности организма человека. В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза и т.д. Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере и т.д.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу Тип заданий 1 Часть 1 ( А ) с выбором ответа 2 Часть 2 ( В ) с кратким ответом 3 Часть 3 ( С ) с разверну - тым ответом Итого 5069(100%)
Сравнительная таблица ЕГЭ 2010 и пробного экзамена ТГПИ 2011 Результаты ЕГЭ в апреле - июне 2010 Пороговый балл Участники ЕГЭ Средний балл Процент 70 и более баллов Процент ниже порогово- го балла Ростовская область ,63 17,97 4,83 Российская Федерация 36-55,566,19 Пробный ТГПИ ,3512,7
Изменения в КИМ ЕГЭ по биологии 2011 года в сравнении с КИМ 2010 года: 1. В целом сохранена структура экзаменационной работы 2010 года; 2. В линию заданий С 6 включен новый тип генетических задач на закономерности наследования групп крови у человека.
Пр имер решения нового типа генетических задач на закономерности наследования групп крови у человека У матери I группа крови, а у отца IV. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с группой крови как у матери, как у отца? Объясните полученные результаты. Элементы ответа: Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: мать – ОО (гаметы О, О), отец – АВ (гаметы А, В); 2) генотипы возможного потомства: АО (II группа крови), ВО (III); 3) вероятность рождения ребенка с I или IV группой крови 0%. Возможны несколько способов символьного обозначения генотипов, которые допустимы в правильном ответе. Учащиеся должны обратить внимание, что первый элемент включает не только генотипы родителей, но и образуемые ими гаметы, только в этом случае он засчитывается экспертами и за него начисляется 1 балл
Учебники и справочники при подготовке к ЕГЭ-2011 Перечень пособий, разработанных с участием ФИПИ, для абитуриентов 2011 года. 1.Единый государственный экзамен Биология. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010.