Обобщающий урок по теме:
Цель: интеграция учебного материала по теме «Строение клетки»,как способ синхронизированного обучения, направленный на развитие познавательного интереса. Обучение Систематизация знаний Формирование стереофонического видения проблемы Использование знаний по смежным дисциплинам на интегрированном уроке Развитие Активизации познавательного интереса Логического мышления Коммуникативных навыков Воспитан ие Чувства уважения к мнению окружающих Осознанного отношения к процессу познания Деятельного отношения к происходящим событиям
Основные аспекты изучения строения клетки: Методы цитологии Многообразие клеток Строение цитоплазматичес кой мембраны Органоиды клетки Клеточная теория
Создание «кластера» Методы цитологии: Клеточная теория Световая микроскопия Т. Шванн и М. Шлейден Электронная микроскопия Сканирующая электронная микроскопия Ультрацентрифугирования Многообразие клеток: Органоиды клетки: Прокариотические Ядро и ядрышко. Митохондрии. ЭПС. Комплекс бактерии Гольджи. Лизосомы. Клеточный центр Эукариотические Цитоплазматическая мембрана: растения, грибы, животные Белковые молекулы. Молекулы липидов Строение клетки
Интеграция учебных знаний: Биология Методы исследования клетки: ультрацентрифугирования световая микроскопия Химия Фосфолипиды в составе мембраны: гидрофильные и гидрофобные вещества Физика Свет. Световая волна
Работа в группах. «Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности…» И.С. Якиманская Инструктаж учителя: 1. Работая в группах учащиеся готовят ответ на 5 вопросов. 2. Соблюдается регламент выступления-3 мин. 3. При ответе соблюдается: А). Логика Б). Ответ развёрнутый В). Наглядность Критерии оценки учащихся: «5»- все требования соблюдены «4»-нет чёткой логики в изложении «3»-не все вопросы раскрыты
1. Какие молекулы органических веществ присутствуют в мембране клеток? 2. Как свойства липидов влияют на функции, выполняемые цитоплазматической мембраной? 3. Какое имеет значение для клетки гидрофильность молекул липидов? 4. Молекулы белка располагаются на внешней, внутренней стороне мембраны либо пронизывают её насквозь, почему? 5*. Какова роль углеводов, расположенных на поверхности белковых молекул в мемб- ране? Вопросы для обсуждения I ФизикиII Химики 1. Какой принцип лежит в основе строения школьного микроскопа? 2.В чём отличие светового микроскопа от электронного? 3. Почему возникла идея использования в микроскопе вместо луча света поток электронов ? 4. Какие возможности для изучения клетки раскрывает сканирующий микроскоп? 5*. Для выделения и изучения отдельных органоидов клетки используют метод ультрацентрифугирования. На какие знания из области физики опирается этот метод?
II.Вопросы для обсуждения: Биологи. I «Цитоплазма и цитоскелет» II «Ядро- как важнейшая структура клеток 1. Чем представлена цитоплазма клетки? эукариот» 2. Как называется основное вещество цитоплазмы? 1. Каково строение ядра? 3.Что относится к опорной системе цитоплазмы? 2. Почему ядро называют «хранилищем» 4. Каково строение микротрубочек? наследственной информации? 5. Какую функцию выполняет цитоплазма? 3. Что такое хромосомный набор, каковы его разновидности? 4. Какие хромосомы называют гомологичными? 5. Отличается ли набор хромосом соматических и III «Мембранные органоиды» половых клеток? 1. Какая структура располагается вблизи ядра? 2. Каково строение и функции рибосом? 3. Значение комплекса Гольджи? 4. Почему митохондрии называют « силовыми станциями» клетки? 5. Какова роль хлоропластов и клеточных включений?
Бланк подведения итогов Группа I Физики II Химики III Биологи-I IV Биологи-II V Биологи-III Общий балл: Вопросы:
Рефлексия: «Радуга чувств» «Эмоции- это чёткий показатель на правильном ли мы пути …». Восторг Интерес Активность мышления
II«Радуга чувств» « Мысли создают эмоции…» Переменное оживление Усталость Безразличие Скука