РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕТОДИЧЕСКОМ АППАРАТЕ УМК ПО БИОЛОГИИ Лавринова Аля Петровна, канд.биол.наук, доцент кафедры ТМП АО ИППК РО
В изложении биологической дисциплины существуют системно-структурный подход функциональный подход
Компоненты обучения биологии Знаниевый Деятельностный Воспитательный Развивающий
Деятельностный подход Системно-деятельностный подход «Научить школьника учиться »
Опытно-экспериментальная работа Тема: « Специфика УМК предметно- методической линии по биологии под ред. Д. И. Трайтака » Место проведения: МОУ «Общеобразовательная гимназия 6» г.Архангельска (Высоких Л.Н.), МОУ СОШ 77 г.Архангельска (Нивина О.И.). Сроки работы: сентябрь 2009 г. – октябрь 2014 гг. (5 – 9-е классы); сентябрь 2009 г. – октябрь 2011гг. (10–11 классы).
Особенности методического аппарата современных УМК Биология классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Н.Д. Андреева. – М.: Мнемозина
Активизация познавательной деятельности Какие химические элементы входят в состав клетки? Вспомните из курса химии, чем органические вещества отличаются от неорганических? В чем заключаются особенности строения белков как б иополимеров?
Активизация познавательной деятельности Какие голоса у природы? (5 класс) Почему почву называют биокосным образованием? (6 класс) Что общего у растений и животных и чем они различаются? (7 класс)
Развитие логического мышления Сравните процесс дыхания с процессом горения. В чем преимущества процесса окисления перед процессом горения? Дайте сравнительную характеристику клеткам эукариот и прокариот. Дайте обоснование суждению: «Генетический код служит доказательством единства и родства всего живого органического мира».
Развитие логического мышления Предложите способы влияния человека на интенсивность процесса фотосинтеза в условиях оранжереи или теплицы. Почему в условиях полярного дня многие огородники в процессе выращивания редиса и редьки ежедневно в ночное время на 7-8 ч. покрывают посевы темной пленкой?
Задания на установление причинно-следственных связей Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь органоидов в клетке. Приведите примеры взаимосвязи в биогеоценозе: - продуцентов и консументов; - продуцентов и редуцентов; - консументов и редуцентов.
Установите связь органов растения с выполняемыми функциями Соотнесите представителей Класса Земноводных с отрядами, к которым они относятся Задания на установление причинно-следственных связей
Развитие умения работать с информацией Попытайтесь составить таблицу и сравнить строение грибной, растительной и животной клеток. Нарисуйте схему строения плазматической мембраны. Определите по формуле цветка семейства растения.
Лабораторная работа «Изучение формы тела и окраски рыбы» Доказать, что форма тела – результат приспособления к водному образу жизни. Чем обусловлены различные способы движения рыб ? Развитие умения работать с информацией
Формирование умения строить логические рассуждения Как вы считаете, почему современную теорию эволюции можно назвать синтетической теорией? Исходя из понимания системы как совокупности взаимодействующих между собой элементов, докажите, что генотип – это целостная система. Установите последовательность, которая отражает усложнение строения сердца у перечисленных животных: голубь, гадюка, треска, кайман, тритон, ланцетник.
Развитие умения самостоятельно проводить исследования Лабораторные работы: «Клеточные включения растительной клетки» «Определение признаков негативного антропогенного воздействия на почву»
Самостоятельно добывать знания Спасибо! Желаю удачи!