Волшебная сказка
Анализ содержания русской народной сказки Что произошло? Почему это произошло? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем ему это было нужно?
Анализ содержания русской народной сказки Основная идея сказки Основные герои сказки, их характеристика Взаимоотношения между сказочными героями Жизненные проблемы героев Отношения персонажей к природе, окружающему миру Социальная компетентность сказочных персонажей Логика построения сюжета сказки
Основная идея сказки Формулируем основной смысл содержания сказки Устанавливаем связь идеи сказки с реальной жизнью человека ( насколько это применимо) на примере р.н.с. «Гуси-лебеди», «Морозко»
Основные герои сказки, их характеристика Указываем основные личностные характеристики: -Черты характера, темперамент -Мотивация( скрытая, видимая) -Социальная направленность поступков -Средства коммуникации ( вербальные, невербальные) -Индивидуальные особенности ( внешность, говор)
Мужские персонажи Каковы основные их черты? Подробно ли описывается их внешность? Охарактеризуйте образ Ивана ( дурачок, бесталанный). Так ли это? Какими еще чертами обладает герой? Можно ли сказать, что эти качества присущи русскому национальному характеру?
Женские персонажи Как описываются в сказке женские персонажи? Что означает выражение «ни в сказке сказать, ни пером описать»? Какую девушку на Руси считали красавицей? Без каких качеств русский народ не мыслит красоту? Какая красота важнее: внешняя или внутренняя?
Взаимоотношения между сказочными героями Эмоциональное отношение друг к другу Коммуникация Культура общения и поведения Характер взаимодействия Наличие взаимовыручки ( вредительства) Из-за чего возникло противоборство?( этапы и исход боя) Зачем нужен другой герой, почему он появляется в определенное время? Вспомните сказки и небылицы, герои которых состязаются, придумывая невероятные истории ск. «Цветик-семицветик», «Золушка»
Жизненные проблемы героев Составьте перечень основных жизненных проблем героев сказок Определите способы преодаления проблем героями: - индивидуальным или групповым способом - одним поступком или длительное действие Назовите волшебных помощников ( см. далее) ск. «Кащей бессмертный», «Кукушка»
Способы преодаления -Прямая агрессия (меч) -Агрессия (отравить) -Хитрость Обман -Волшебный предмет -Групповое решение проблемы -Передача ответственности другому Волшебные помощники -Транспортные средства ( какое из них самое быстрое?) -Волшебные растения ( деревья, травы, фрукты) -Предметы домашнего обихода ( с их помощью можно передвигаться во времени и простран- стве) -Вещества -Действия ( в т.ч. волшебные) ( сон, поцелуй) -Волшебники ( кто из них самый старший по возрасту?)
Отношения персонажей к природе, окружающему миру Проведите анализ основных высказываний героев о жизни, окружающем мире Определите мораль сказки с учетом личных мнений и поступков персонажей сказки ск. «Двеннадцать месяцев»
Социальная компетентность сказочных персонажей Обладают ли персонажи: - творческим потенциалом - креативностью способов решения проблем - адаптивностью - чувством юмора, помогающим преодолевать трудности - быстротой принятия решений приведите примеры сказочных персонажей
Логика построения сюжета сказки Цепочка событий, последствий сказки, их предопределенность Основные функции действующих лиц сказки ( по Проппу) ( 31, Д.Родари отобрал 20 функций: от Запрета до Свадьбы)
Значимые вопросы Назовите волшебные числительные «Двоемирие» в сказке ( добро и зло), какие герои где обитают и почему? Где находятся и чем обозначены границы миров? Почему утро вечера мудренее? Зачем в сказках повторы (путь-дорога), троекратный повтор? Почему у Бабы-яги костяная нога, нос, вросший в потолок? Есть ли этот персонаж в сказках разных народов? Что значит «Чудо-Юдо поганое», «мечи булатные»?