ГИА-2011 Как написать сжатое изложение. Задача сжатого изложения – Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как написать сжатое изложение. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить.
Advertisements

ГИА-2010 Как написать сжатое изложение. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию,
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
«Готовимся к написанию сжатого изложения» ГИА Репина Наталья Павловна, Репина Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы Репина Наталья.
ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Сжатое изложение. ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки) Учитель Конева Ирина Васильевна ГОУ 546 Санкт-Петербург 2009.
Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста.
Приёмы сжатия текста 9 класс. Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Экзаменуемый применил 1 или.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Подготовка учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку. Автор: Семёнова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Шумовский.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Памятка для учащихся « Как писать сжатое изложение » Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
«Обучение сжатому изложению». Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Транксрипт:

ГИА-2011 Как написать сжатое изложение

Задача сжатого изложения – Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Требования к сжатому изложению сохранение последовательности в развитии событий; сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи установление смысловой связи между предложениями; между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания. использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Чтобы написать сжатое изложение, вам понадобятся следующие коммуникативно-речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли; умение правильно и логично излагать свои мысли; умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Способы сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения 3) сочетание исключения и обобщения. и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Приемы сжатия текста 1) сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения: 1) сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения: На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. На лугу росли цветы. На лугу росли цветы. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Приемы сжатия текста 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи: 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи: Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками. Встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Приемы сжатия текста 3) сокращение сложного предложения 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части: за счет менее существенной части: Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова… Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова… Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном.

Приемы сжатия текста 4) разбивка сложного предложения 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые: на сокращенные простые: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (В. Распутин) У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (В. Распутин) У природы есть любимцы. Их она наделяет особой властью. У природы есть любимцы. Их она наделяет особой властью.

Приемы сжатия текста 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты: 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты: Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Приемы сжатия текста 7) пропуск предложений с описаниями 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями: и рассуждениями: Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (В. Распутин) Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.

Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» 1) Прослушайте текст. 2) После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. 3) Прослушайте текст во второй раз. 4) Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). 5) Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). 6) Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 7) Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. 8) Объём изложения – не менее 90 слов. 9) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Основные средства связи между предложениями в тексте 1. Слова- заместители 1. Слова- заместителиместоимениянаречиясинонимы различные оценочные обозначения родовидовые слова имя собственное – имя нарицательное девушка – она в лесу – там быстро, стремительно храбрец – богатырь деревья – березы офицер – Соболевский 2. Лексические повторы Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю. Олеша) 3. Соответствие видовременных глагольных форм Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева) 4. Предлоги Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

Основные средства связи между предложениями в тексте 5. Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. 6. Параллелизм …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). 7. Противопоставление Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.) 8. Вопросительные предложения. Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 9. Союзы 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

Основные средства связи между предложениями в тексте 10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный) Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа… (И.С. Тургенев) 11. Последовательность в изложении мыслей встал, умылся, позавтракал 12. Слова-организаторы логических связей вот, почему, из этого следует и др. 13. Вводные слова, организующие порядок высказывания итак, наконец, в заключение разговора.

Спасибо за внимание!