Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова Кафедра экономической теории и предпринимательства 21 марта 2013 года на потоке ФИТ (группы КЗОИ-01) проходила лекция в интерактивной форме по курсу «Экономика», тема «Конкуренция и монополия»
В написании участвовали 20 студентов преподаватель–к.э.н., доцент Коврижных И. В.
Кейс-стади(проблемные ситуации по теме) Для проверки знаний пройденной темы были предоставлены три проблемных ситуации в форме кейс -стади: Задание 1. Ценовая эластичность спроса на билеты на хоккейный матч Задание 2. Фирма на конкурентном рынке Задание 3. Монополия и защита конкуренции
Задание 1 Ценовая эластичность спроса на билеты на хоккейный матч В таблице представлены шкала спроса на билеты на хоккейный матч «Спартак»-«Динамо». Цена за 1 билетОбъем спроса на билеты Эластичность спроса по цене Выручка продавцов билетов. 22, , , , ,0060 5,0080 2,5090 1,
Используя эти данные: а) постройте график спроса на билеты на хоккейный матч; б) рассчитайте точечную эластичность спроса по цене и заполните полученными результатами третью колонку таблицы; в) покажите на графике спроса область эластичного и неэластичного спроса, а также спрос с единичной эластичностью; г) рассчитайте величину общей выручки продавцов билетов при каждой возможной цене и заполните четвертую колонку таблицы; д) постройте график общей выручки продавцов в координатах: количество проданных билетов (на оси абсцисс) и величина общей выручки (на оси ординат), сопоставьте этот график с графиком спроса и проанализируйте зависимость между изменением цены и выручки продавцов при эластичном и неэластичном спросе; е) если вместимость стадиона составляет 100 тыс. мест, то посоветовали бы вы организаторам матча полностью заполнить стадион? Если нет, то какое количество билетов вы бы посоветовали продать? Почему? Предполагается, что все билеты продаются по одной и той же цене независимо от качества места на стадионе.
Задание 2 Фирма на конкурентном рынке В таблице приведены данные о цене единицы продукции, объёмах выпуска и соответствующей им величине общих издержек фирмы, работающей на совершенно конкурентном рынке. Объясните, почему цена единицы продукции не зависит от объёма выпуска фирмы, т.е. является постоянной величиной? Рассчитайте общую выручку фирмы при каждом возможном объёме выпуска и заполните третью колонку таблицы. Рассчитайте предельную выручку фирмы при каждом возможном объёме выпуска и заполните четвёртую колонку таблицы. О чём говорят ваши расчёты? Рассчитайте предельные издержки при каждом возможном объёме выпуска и заполните шестую колонку таблицы. Определите объём выпуска, при котором фирма получит максимальную прибыль. Подсчитайте прибыль фирмы при каждом возможном объёме выпуска и удостоверьтесь в том, что фирма действительно максимизирует свою прибыль, осуществляя тот объём выпуска, который отвечает максимизации.
Цена единицы продук-ции Р (руб.) Выпуск продук-ции Q (шт. в день) Общая выручка TR (руб. в день) Предельная выручка MR (руб.) Общие издержки ТС (руб. в день) Предель-ные издержки МС (руб.) Общая при- быль П (руб. в день)
Задание 3 Монополия и защита конкуренции Информация о спросе на продукцию некоторой фирмы представлена в таблице. Цена Р (ден. ед.) Объём спроса Q (шт. в день) А) Как вы считаете, данная фирма работает в условиях совершенной конкуренции или является монополистом? Б)Предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 4 ден. ед. (МС = 4). Определите объём выпуска, максимизирующий прибыль фирмы. В)Средние издержки фирмы также постоянны и равны 4 ден. ед. (АС = 4). Какой будет максимальная прибыль фирмы?
1 место (72 балла): 1.Рау Анна 2.Шелковникова Александра 3.Дульцев Денис
2 место (68 баллов): 1.Эндерс Виталий 2.Коваленко Стас 3.Попова Юлия 4.Бурыкин Леонид
3 место (57 баллов): 1.Ребро Иван 2.Фишер Виктор 3.Егораев Алексей
Презентацию подготовил студент гр. КЗОИ-01 Егораев Алексей