Учебное занятие- тренинг Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера
Игра 1. Кто больше назовет вопросительных слов? Цель – научиться отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов. Ход игры. Назовите вопросительные слова. (Учитель отбирает вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске)
Тонкие вопросы (репродуктивного характера) Что? Где? Когда? Какой? Куда? Сколько?
Игра 2. Составь вопрос Цель – научиться конструировать вопросы репродуктивного характера. Ход игры. Выберите любое вопросительное слово из записанных на доске и составьте вопрос по содержанию урока.
Игра 3. Выбери слово. Цель – научиться отбирать непонятные слова и выражения в тексте учебной статьи. Ход игры. Прочитайте текст учебной статьи (0,5 стр.) и выберите сложные для понимания и непонятные термины. (Учитель записывает слова на доске)
Игра 4. Кто быстрее? Цель – научиться конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала. Ход игры. Прочитайте текст учебной статьи, выберите сложные для понимания и непонятные термины, выпишите их в тетрадь и, используя вопросительные слова на доске, сконструируйте вопрос по содержанию урока.
Игра 5. Кто больше? Цель – научиться конструировать несколько разных вопросов репродуктивного характера. Ход игры. Прочитайте новый блок учебной информации и сконструируйте несколько вопросов с разными вопросительными словами по содержанию текста учебной статьи.
Игра 6. Конкурс на лучшую систему вопросов. Цель – научиться конструировать систему вопросов. Ход игры. Прочитайте блок новой учебной информации и разработайте систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса: 1) участники игры работают в творческих парах; 2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов; 3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала; 4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой; 5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.
Игра 7. Вопрос – ответ. Цель – научиться моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера. Ход игры. Сконструируйте 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, а затем разработайте эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы запишите в рабочую тетрадь. Выберите один вопрос и ответ на него и предложите учащимся класса для обсуждения.
Учебное занятие- тренинг Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера
Игра 1.Подбери вопросительные слова. Цель – научиться конструировать вопросы творческого характера (толстые вопросы) Ход игры. Учитель: на доске записывает ряд вопросительных слов и выражений выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске.
Задание. К каждому предложению подберите варианты вопросительных слов и выражений и сконструируйте задание творческого характера. Толстые вопросы Почему? Докажи, что… Какова взаимосвязь…? Каковы причины…? Каковы следствия? Что произойдет, если…? Объясни зависимость… Предположите, что будет, если…? Объясните, почему…? Почему Вы думаете …? Дайте 3 объяснения, почему…? В чем различие…? Предложения
Игра 2. Найди опорное предложение. Цель – научиться отбирать материал для конструирования творческих заданий. Ход игры. В тексте учебной статьи (объем 1 стр.) выберите предложения, которые выполняют две функции: 1)Несут основную смысловую нагрузку; 2) Могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Зачитайте вслух эти предложения.
Игра 3. Кто больше? Цель – научиться отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий в определенное время. Ход игры. Прочитайте фрагмент учебной статьи и выпишите опорные предложения. (Работа продолжается в течение 5 минут.)
Игра 4. Познавательная задача (работа в творческих парах). Цель – научиться конструировать познавательные задачи. Ход игры. Прочитайте блок учебной информации, найдите опорное предложение и сконструируйте познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске. Пример познавательной задачи. На территории Тверской области нет вулканов. Почему? Познавательная задача состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса.
Игра 5. Кто быстрее? Цель - научиться конструировать систему познавательных задач, используя текст учебной статьи. Ход игры. Прочитайте блок учебной информации. Отберите 3 опорных предложения, взаимосвязанных по содержанию учебного материала Сконструируйте познавательные задачи и предложите свой вариант решения задачи. (Примечание. Первые три работы зачитываются в классе – один партнер читает вопрос, а другой – дает ответ, класс обсуждает варианты познавательных задач и их решение.)
Игра 6. «Слоеный пирог» Цель – научиться распределять обязанность в творческих парах Время работы – 10 минут. Ход игры. 1)Прочитайте фрагмент учебной статьи 2) Отберите опорные предложения 3) Закодируйте информацию (ЛОС – логический опорный сигнал) 4) Сконструируйте познавательные задачи по тексту учебной статьи, коротко запишите вариант ответа
Игра 7. Конкурс на лучшее домашнее задание Цель – научиться конструировать оригинальное домашнее задание по пройденному учебному материалу. Ход игры. 1)Прочитайте статью учебника по теме урока 2) Разбейте статью на логические части (3-4), выберите одну из них, озаглавьте ее и сконструируйте творческое задание для домашней работы. 3) Разработайте свой вариант ответа.
Условия конкурса (игра 7) 1) домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке; 2) работа на конкурс выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся); 3) домашняя работа включает систему из 4-5 вопросов и заданий разного уровня сложности. Примечание. Учащиеся вместе с учителем выбирают экспертную группу, которая просматривает работы и отбирает 3-4 варианта, которые предлагаются детям. Учащиеся выбирают домашнее задание.