Автор-составитель: Костюк Н.Ю., доцент кафедры педагогики и профессионального образования ИПКиПРО Курганской области Организация инновационной деятельности в условиях введения ФГОС начального общего образования ???
В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела Инвариантная часть Вариативная часть Внеурочная деятельность
Взаимосвязь различных видов деятельности школьников: По месту проведения По времени проведения По решению учебной задачи: Классная деятельность Урочная деятельность Учебная деятельность ВнекласснаядеятельностьВнеурочнаядеятельность Внеучебнаядеятельность
Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников
выделены основные направления развития личности во внеурочной деятельности (согласно ФГОС НОО) Спортивно – оздоровительное; Духовно – нравственное; Социальное; Общеинтеллектуальное; Общекультурное.
выделены основные направления развития личности во внеурочной деятельности (согласно проекта БУП): спортивно-оздоровительное, художественно -эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность.
Уровни воспитательных результатов Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровни воспитательных результатов Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Уровни воспитательных результатов Третий уровень результато в – получение школьником опыта самостоятель ного социального общественно го действия
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. ИгроваяИгра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуацией Социально моделирующая игра
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. ПознавательнаяПознавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб « Что? Где? Когда? » Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей- клуб
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные « огоньки » на уровне класса и школы Досугово - развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры ( « Почта », « Город мастеров », « Фабрика » ), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей
Типы образовательных программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Примерная структура представления инновационного проекта 1.Название проекта 2.Цель и задачи проекта 3.Актуальность, практическая значимость для системы образования района, области и др. 4.Ожидаемые результаты проекта 5.Механизм выполнения проекта (наличие соисполнителей, взаимодействие с ними)
Примерная структура представления инновационного проекта (продолжение) 6. Описание проекта: 6.1. Предмет разработки 6.2. Инновационный потенциал (тиражируемость результатов проекта в отрасли, обоснование перспектив) 6.3. Программа (план работы) выполнения работ по проекту (этапы, сроки выполнения, ожидаемый результат, методы решения, формы представления результатов и др.) 7. Научно – методическое обеспечение проекта
Областные пилотные площадки: Создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников МОУ «Гимназия 30» г. Курган МОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа»
1. Создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума 3. Создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников в условиях учебной и внеучебной деятельности 2. Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников 4. Формирование читательской компетентности сельских школьников во внеурочной деятельности (планируемая)
1. Разработка, апробация программ развития ОУ, моделей образовательных систем… 5. Ресурсное обеспечение в условиях введения ФГОС НОО 2. Разработка проектов документов, отражающих опыт развития образовательных систем… 7. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся 4.Реализация дополнительных образовательных программ 6. Просветительская работа с родителями