Кто есть Воланд? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо… Положительный или отрицательный герой Воланд?
Роман «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков Михаил Булгаков
Воланд Объект исследования – Воланд, герой романа «Мастер и Маргарита» Объект исследования – Воланд, герой романа «Мастер и Маргарита»
Цель – определить положительным или отрицательным персонажем является Воланд. Задачи: 1.Установить взаимосвязь между фигурой Воланда и возможными его прототипами, как историческими, так и литературными. 2. Выявить темные и светлые стороны натуры Воланда. 3. Проанализировать образы литературных предшественников булгаковского дьявола. 4. Установить взаимосвязь между появлением персонажа и временем написания романа, выявить влияние исторических событий на образ героя, проанализировать образ героя как носителя общественно-значимой идеи. 5. Исследовать основные этапы написания Михаилом Булгаковым романа "Мастер и Маргарита".
- Литературоведческий и сравнительный анализ. - Сравнительно-исторический анализ - Метод историзма - Генетический метод Методы
Введение Глава I. Прототипы Воланда. Глава II. Светлое и темное – все едино. Глава III. Неразрывное единство светлого и темного начала в образе Воланда. Заключение Приложение. История создания романа. Список используемой литературы Структура работы
Глава I
Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней. Faland – обманщик, лукавый.
Воланд-де-Морт Воланд-де-Морт
Прототип 1 Мефистофель Мефистофель Иоганн Гете
Прототип 2 Граф Калиостро Граф Калиостро Каролина Павлова
Прототип 3 Ленин И.
Первым толчком для создания Воланда была музыка, источник простой и поэтичный– опера Шарля Гуно «Фауст» Первым толчком для создания Воланда была музыка, источник простой и поэтичный– опера Шарля Гуно «Фауст» Шарль Гуно
Предшественники Демон (Автор – М. Лермонтов) Демон (Автор – М. Лермонтов) Люцифер
Предшественники Сатана Сатана Вельзевул
Глава II Воланд высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Подобно Мефистофелю Воланд несет некое священное знание. Он изучает суть добра и зла, смысл их борьбы и человека – как поле сражения «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей.» Ф.М. Достоевский
Глава III Добро и зло существует в единстве, и Воланд подтверждает это. В нем темное и светлое находится в равновесии. Добро и зло существует в единстве, и Воланд подтверждает это. В нем темное и светлое находится в равновесии. Воланд, выполняя просьбу Га-Ноцри, подтверждает взаимодополняемость доброго и злого начала. Воланд, выполняя просьбу Га-Ноцри, подтверждает взаимодополняемость доброго и злого начала.
Заключение Проведенное мною исследование позволяет утверждать, что мы не можем однозначно сказать, каким именно героем (положительным или отрицательным) является Воланд. Проведенное мною исследование позволяет утверждать, что мы не можем однозначно сказать, каким именно героем (положительным или отрицательным) является Воланд. Проявляя себя как положительный и отрицательный персонаж одновременно, Воланд подтверждает мысль о том, что добро и зло в окружающем нас мире существуют в неразрывном единстве. Проявляя себя как положительный и отрицательный персонаж одновременно, Воланд подтверждает мысль о том, что добро и зло в окружающем нас мире существуют в неразрывном единстве.