МОУ Араповская ООШ Русь языческая и Русь православная. Выполнила: Логунова Ольга Александровна
Глава I Русь языческая и Русь православная Глава II Принятие православияГлава II Принятие православия Глава III Лики добрые «Богов»Глава III Лики добрые «Богов» Глава IV Практическая частьГлава IV Практическая часть Глава V Список использованной литературы.Глава V Список использованной литературы.
ГЛАВА I Задолго до принятия христианства наши предки были язычниками. Древнейшим славянским богом был РОД. Его считали творцом и господином земли. Его сын – ДАЖДЬБОГ, солнце. Богом ветра считался СТРИБОГ. Были и женские божества: МОКОШЬ(рукоделие) КУПАЛА(богиня лето) У каждого славянского племени было своё божество, только ПЕРУН (бог грома и молний) считался верховным богом для всех племён.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населён другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи – УПЫРИ. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись БЕРЕГИНИ. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами». В лесу обитал ЛЕШИЙ, у воды жили РУСАЛКИ. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой. Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание русалок связывали с близостью водоёмов – рек, озёр, которые считались путём в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством ДОМОВОГО, которого отождествляли с духом своего родоначальника, ПРАЩУРА, ЩУРА, ЧУРА. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он произносил своего покровителя – домового, чура, защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи. Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды.Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношение. Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с её блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гуляния, катание на санях, разные потехи. А 1 – 2 мая славяне убирали лентами молодую берёзу, украшали ветками столько распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Новый всенародный праздник приходился на 23 июня назывался праздником Купалы. На этот день приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды – начиналась «русальная неделя». Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали зелёными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения,которому как бы помогал священный огонь. В купальские ночи совершались так называемые «умыкания девиц», когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.
Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен Похоронный обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека(славяне сжигали на кострах своих покойников, помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает подземное царство) одну из жён, над которой совершалось ритуальное убийство; в могилу война клали останки боевого коня, оружие, украшения. Жизнь продолжалась, по представлениям славян, и за гробом. Затем над могилой насыпали высокий курган и совершалась языческая тризна: родственники соратники поминали умершего. Во время печального пиршества также проводили в его честь воинские состязания. Эти обряды, разумеется, касались лишь племенных вождей.
Все соседи Древнерусского государства имели единую веру в бога. После гибели Святослава его сын Владимир пошёл на поводу у волхвов, мечтавших превратить язычество в государственную религию. Культ Кровавого Перуна, человеческое жертвоприношение стало нормами культа первобытных верований. Русь страдала от распрей князей, набегов кочевников. Перед князем Владимиром стала задача, как установить порядок в стране.
Глава II «Желая успокоить душу, Смятенье обнаружив в ней, Владимир пожелал послушать Кто был Христос и кто Андрей… И после этой встречи вскоре, Велев им всё узнать самим, В Царьград послов готовил сборы И в дальний град Ерусалим. Потом Владимир первым смело Пошёл к причастью, помолясь. Так надобно для пользы дела Единый бог – единый князь» Такими словами из «Баллады об Андрее Первозванном, неизвестном смерде и киевском князе Владимире» мы хотим начать данную главу.
У Карамзина Н. М. в «Истории государства Российского» подробно описывается выбор религии для Руси. Даётся объяснение почему князь Владимир остановился на православии.
Первые Послы Были От Волжских И Камских болгаров. На Восточных И Южных Берегах Каспийского Моря Уже Давно Господствовала Вера Магометанская, Утверждённая Там Счастливым Оружием Аравитян: Болгары Приняли Оную И Хотели Сообщить Владимиру. Описание Магометова Рая И Цветущих Гурий Пленило Воображение Сластолюбивого Князя; Но Обрезание Казалось Ему Ненавистным Обрядом И Запрещение Пить Вино – Уставом Безрассудным. Вино, Сказал Он, Есть Веселие Для Русских; Не Может Быть Без Него. – Послы Немецких Католиков Говорили Ему О Величии Невидимого Вседержителя И Ничтожности Идолов.Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали вары от папы.
Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме,- ответствовали проповедники:- но бог во гневе своём расточил нас по землям чуждым». И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. – Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру всё содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися,ответствовал философ – и будешь в раю с первыми.
Летописец наш угадывал, каким образом проповедники вер долженствовали говорить с Владимиром; но ежели греческий философ действительно имел право на сие имя, то ему не трудно было уверить язычника разумного в великом превосходстве закона христианского. Вера славян ужасала воображение могуществом разных богов, часто между собой несогласных, которые играли жребием людей и нередко увеселялись их кровию. Хотя славяне признавали также и бытие единого Существа высочайшего, но праздного, беспечного в рассуждении судьбы мира, подобно божеству Эпикурову и Лукрециеву. О жизни за пределами гроба, столь любезной человеку, вера не сообщала им никакого ясного понятия: одно земное было её предметом.
Освещая добродетель храбрости, великодушия, честности, гостеприимства, она способствовала благу гражданских обществ их новости, но не могла удовольствовать сердца чувствительного и разума глубокомысленного. Напротив того, христианство, представляя в едином невидимом боге создателя и правителя вселенной, нежного отца людей, снисходительного к их слабостям и награждающего добрых – здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой.
Владимир, отпустив философа с дарами и с великою честию, собрал бояр и градских старцев; объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. « Государь! – сказали бояре и старцы: - Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству» - и великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания.
Многие серьёзные учёные вообще отвергают рассказ о «выборе веры» Владимиром как несерьёзный и легендарный. Наверное, они отчасти правы: выбор пал на восточное христианство отнюдь не случайно, к тому же имелось множество серьёзных исторических предпосылок, и решение было заранее предопределено. Но в каждой легенде есть доля истины. В Летописи рассказывается, что решающим аргументом для Владимира стала…красота! Его послы были поражены красотой храмов, их росписей, икон, божественным пением, изумительными облачениями священнослужителей, торжественностью богослужения.
Храм любой религии - сосредоточение всего самого прекрасного, одухотворённого, возвышенного. Всякий храм красив по-своему. Но православный храм, православное богослужение – это особый случай. Храмы в православии являются миниатюрной моделью мира. В литургии участвуют не только священники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший музыку, и певцы, её исполняющие, архитектор, проектирующий храм, и даже камни, из которых храм сложен… Все вместе они поют гимн красоте сотворённого мира!
Сохранилось предание о посещении Русской земли апостолом Андреем Первозванным ( один из учеников Иисуса Христа ). Первые христиане появились на Руси задолго до крещения. Приняла православие княгиня Ольга (Елена), она оказала влияние на внука Владимира, будущего Киевского князя.
Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
Вначале крещения приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они – мужчины, женщины, дети – вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них – церковь святого Василия – он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточённых стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество ещё долго сохраняло свои позиции.
Христианизация Руси проводилась не только путём княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращённых народов на их родном языке в отличии от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало её частью его духовной жизни, быта и культуры. Владимир не мог не учитывать и ещё одной особенности византийской церковной организации. Во главе её стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси – каменного собора святой Богородицы. Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии. Тем самым Владимир как бы подчёркивал независимость русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.
Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т. е. богатых семей. Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего всё это делается.
ГЛАВА III Главная цель была достигнута. Православие, распространённое добровольным, или насильственным путём, сплотило русский народ. Племена объединились под новой верой. Но язычество до конца не сдалось. Русь стала страной, где прочно сочетаются христианские догмы и традиции, и языческие представления. Сохранились языческие праздники: Коляда, Масленица. Новые святые сильно напоминали языческих богов. Остановимся на некоторых: Илья - пророк, есть Перун. Параскева Пятница напоминает Мокошь. Святой Николай есть Велес. Культ святых, пришедших на Русь вместе с христианством,стал важнейшей частью народной веры.
Илья – пророк изображается на колеснице, которая окружена со всех сторон пламенем и облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями; колёса огненные. Илья – пророк держит в руке меч… Молнию народ считает за стрелу, кидаемую Ильёю – пророком в дьявола, который старается укрыться в животных и гадах.
Представления о пророке Илье (память 20 июля ст. ст.; 2 августа н. ст.), не исчерпывались нарисованным легендой образом мстительного и глуповатого громовержца. Хотя, конечно, прежде всего с Ильёй связывались именно гром и молния, огненные стрелы, а также возникшие от их ударов родники. От святого Ильи, по народному верованию, зависят росы, дожди, град и засуха. Илья - помощник и защитник простого человека, что, как и в случаях Николая, хорошо видно в заговорах и колядках. В них он помогает крестьянину найти клад, улучшить урожай хлеба и целебных трав, вызвать дождь и прекратить его. Будет помощь от Ильи и охотнику.Святой защищает людей от сглаза, порчи, колдунов, нечистых духов и прочих враждебных сил, исцелят людей и скотину от болезней. Ему также дана власть избавить девицу от летающего к ней огромного змея. Учёные ещё с ХIХ столетия считают его своеобразным «заместителем» в народных представлениях языческого божества.
Наиболее почтительным на Руси христианским святым был Николай, архиепископ Мир Ликийских и чудотворец. Родился он около 280 года, память его праздновалась дважды в году: 6 декабря по старому стилю (Николай Зимний) и 9 мая - перенесение его мощей (Николай Весенний или Тёплый).
Николай избавляет от потопления в воде, бед и печали. Его считали «питателем вдов и сирот», помощником в путях и дорогах. Особо часто встречается св. Николай в русских заговорах, где он помогает путнику, пастуху, охотнику, рыбаку и моряку; может вызвать дождь и прекратить его; защищает людей от врагов, начальства, колдунов, порчи, сглаза, исцеляет от множества болезней, изгоняет нечистых духов и даже избавляет девицу от прилетающего к ней в человеческом облике огненного змея-соблазнителя. Исследователи усматривают в восточно-славянском культе св. Николай остатки почитания языческого божества, возможно Волоса/Велеса.
Наибольшей популярностью среди крестьянок пользовалась святая Пятница. Память муче- ницы Параскевы(Пятницы)- 28 октября.
Само имя её значит в переводе «пятница»- согласно житию, она родилась в этот день, который посвящён воспоминанию о муках Христа и особенно почитался её родителями. В народном «двоеверном» мировоззрении она покровительствует женским работам (преимущественно прядению и ткачеству); с ней связаны ритуальные запреты на эти работы. Во многих местностях России по пятницам бабы не прядут, не стирают белья, не выносят из печи золу, а мужики не пашут и не боронят, почитая эти работы в означенный день за большой грех. Объяснялись эти запреты по-разному. Например, на Украине считали, что она ходит по свету, исколотая веретенами нерадивых прях. В заговорах она помогает женщинам, во время жатвы и уберегает жниц от колдунов, спасает от «всякой злой напасти и чёрной немочи», даёт девушкам скорое замужество
Глава IV Тест Вопросы Тест Вопросы
1. Главный источник по истории Древней Руси. а. «Повесть временных лет» б. Былины в. «Русская правда» 2. Богом, олицетворяющим грозу у язычников был… а. Перун б. Велес в. Даждь 3. В Древнерусской литературе «житием» называли… а. Погодные записи событий б. Описание жизни святых в. Поучение князей
4.С именем какого князя связано принятие христианства на Руси ? а. Игорь б. Святослав в. Владимир 5. Кто из апостолов распространял христианство на Руси? а.Иоанн б. Андрей в. Пётр 6. В каком году было принято христианство? а. 980 б. 988 в Чьё имя не относится к язычеству? а. Иисус б. Сварог в. Мокошь 8. Какая из икон первой появилась на Руси? а. Владимирская б. Иверская в. Казанская
Понятие «язычество». Понятие «православие». Сравнить язычество и православие. Значение православия для Руси
Кулаков «История религий» Сахаров, Бутанов «История России с древнейших времён до XVII в.». Юдин «Лики добрые «Богов»» Хрестоматия по древнерусской литературе.