GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Тенденции потребления в России ГфК-Русь Генеральный директор Демидов А.М. ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА А.Демидов ГфК-Русь
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Содержание: 1.Отношение к кризису 2.Доходы, расходы, занятость 3.Потребительские настроения 4.Потребительское поведение
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Характеристика исследования Отношение к кризису В 2008 году мы провели основную часть нашего исследования в мае. В связи с изменившейся к осени этого года экономической и социальной ситуацией мы повторили наше исследование в декабре 2008 года. Следующая волна проведена в марте Таким образом, мы имеем возможность сравнить портрет российского потребителя до начала кризиса и после. Более 10 лет международный институт маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь ведет мониторинг потребительского поведения и социальных настроений в России. В основе исследования - всероссийский репрезентативный опрос населения. Объем выборки респондентов. Выборка - многоступенчатая, стратифицированная, со случайным отбором респондентов в точках опроса. Количество точек опроса Ошибка выборки составляет 2,4%. Регулярность проведения исследования - не реже одного раза в год. Исследование состоит из следующих блоков: Социально-демографические показатели Потребительские настроения Социальные настроения Потребительское поведение на отдельных рынках Привычки потребления Типология потребителя
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Что Вы думаете о кризисе в России? Источник: ГфК Русь Омнибус, март 2009 Отношение к кризису
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Коснулся ли кризис лично Вас или членов Вашей семьи? Отношение к кризису Источник: ГфК Русь Омнибус
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Ежемесячный доход на душу населения В сопоставимых ценах 2001-года Источник: ГфК Русь Омнибус Доходы, расходы, занятость
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Источник: ГфК Русь Омнибус Зарплата – Россия – Москва Январь 2008 – март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Структура совокупного дохода, % Источник: ГфК Русь Омнибус Доходы, расходы, занятость
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Структура основных расходов Источник: ГфК Русь Омнибус Доходы, расходы, занятость
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Занятость, % от всего населения Источник: ГфК Русь Омнибус Доходы, расходы, занятость
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Мое материальное положение и положение моей семьи за последние 12 месяцев Материальное положение на настоящий момент, % Источник: ГфК Русь Омнибус Потребительские настроения
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Как, по вашему, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайшие 12 месяцев? Материальное положение, ожидания от будущего, % Источник: ГфК Русь Омнибус Потребительские настроения
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Индексы потребительских настроений Май 08Дек 08Мар 09 Россия Городское население Сельское население Москва Источник: ГфК Русь Омнибус Потребительские настроения
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Потребительское поведение Рост расходов на товары первой необходимости янв.-фев.2009 к янв.-фев. 2008,% Источник: GfK-Rus Household panel
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Источник: GfK Temax, Technical Market Index Потребительское поведение Изменения продаж электробытовой техники 1кв к 1-му кв.2008 г., % Jan/Feb 2009 vs. Jan/Feb /- % Consumer Electronics -1,6% Photo -24,0% Major Domestic Appliances -20,0% Small Domestic Appliances -14,6% Information Technology -12,6% Telecommunication -32,8% Office Equipment & Consumables 0,8% GfK TEMAX® Russia -9,8%
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Потребительское поведение Индекс изменения продаж электробытовой техники Источник: GfK Temax, Technical Market Index 1,00 - среднемесячные продажи 2007 года
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Планирование покупки автомобиля в ближайшие 2 года, % от всего населения Потребительское поведение Источник: ГфК Русь Омнибус
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 МЕСЯЦА СТАЛКИВАТЬСЯ С ОТСУТСТВИЕМ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРОДУКТОВ/ ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА, КОТОРЫЕ ВЫ ОБЫЧНО ПОКУПАЕТЕ? Источник: ГфК Русь Омнибус 87 85
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Источник: ГфК Русь Омнибус КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЦЕНЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ ПОВЫСЯТСЯ?
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, В КАКИХ МАГАЗИНАХ ВЫ ОБЫЧНО ПОКУПАЕТЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА?/ БУДЕТЕ ПОКУПАТЬ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА? Источник: ГфК Русь Омнибус, март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ВАШИХ ЛИЧНЫХ СРЕДСТВ? Источник: ГфК Русь Омнибус, дек. 2008, март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, ОТ ПОКУПКИ КАКИХ ТОВАРОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАКИХ УСЛУГ, КОТОРЫЕ ВЫ ПЛАНИРОВАЛИ, ВЫ ГОТОВЫ ОТКАЗАТЬСЯ ПРИ УХУДШЕНИИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ? Источник: ГфК Русь Омнибус, дек. 2008, март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В СЛЕДУЮЩИЕ 12 МЕСЯЦЕВ ВЫГОДНО ЛИ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ В КРЕДИТ? Источник: ГфК Русь Омнибус, дек. 2008, март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ /ВАША СЕМЬЯ ПРИОБРЕТЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ В КРЕДИТ В СЛЕДУЮЩИЕ 12 МЕСЯЦЕВ? Источник: ГфК Русь Омнибус, дек. 2008, март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НАСКОЛЬКО ДОЛГИМИ ПО ВРЕМЕНИ БУДУТ ПОСЛЕДСТВИЯ НЫНЕШНЕГО КРИЗИСА В НАШЕЙ СТРАНЕ? Источник: ГфК Русь Омнибус, дек. 2008, март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, НАСКОЛЬКО ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ? Март 2009Декабрь 2008 Источник: ГфК Русь Омнибус, дек. 2008, март 2009
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Всего мин Источник: ГфК Омнибус, Россия 16+ Суточный бюджет времени на различные типы СМИ в годах (в абсолютной величине)
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ