СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Учебный предмет «Основы православной культуры» будет знакомить учащихся с такими важнейшими духовно-нравственными понятиями, как «Родина», «Отечество», «родная земля», «родная страна», «родной край», «родная речь», «родной язык», «родная литература», «столица нашей Родины», а также со священными для гражданина России символами Государственным Гимном, Государственным Гербом и Государственным Флагом. Этот новый учебный предмет поможет им понять высокий смысл слов Государственного Гимна России: «Россия священная наша держава» «Хранимая Богом родная земля». С текстом Государственного Гимна школьники знакомятся в 1 и 4 классах, изучая предмет «Окружающий мир», но смысл слова «СВЯЩЕННАЯ» по отношению к своей Родине остается едва ли им доступным.
ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: Урок 1. Россия – наша Родина Урок 2. Православие и культура Урок 4. Православная молитва Урок 5. Библия и Евангелие Урок 6. Проповедь Христа Урок 7. Христос и Его Крест Урок 8. ПАСХА Урок 9. Православное учение о человеке Урок 10. Добро и зло. Совесть Урок 11. Заповеди Урок 12. Милосердие Урок 13. Золотое правило этики Урок 14. Храм. Урок 15. Икона Урок 16. Зачетные задания Урок 17. Обобщающий урок
ЧЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕПОДАВАНИЕ В ШКОЛЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ?
1. Преподавание в школе основ православной культуры не является чем- то совершенно новым в системе российского образования, или чем то неизвестным традиционной российской педагогике. На протяжении многих веков российской истории духовно- нравственное воспитание, основанное на религиозных традициях, являлось неотъемлемой составляющей общего образования.
2. Преподавание в школе основ православной культуры не является противопоставлением преподаванию основ других религиозных культур, предусмотренных комплексным курсом ОРКСЭ. Православие не противопоставляется другим религиозным верованиям.
3. Преподавание в школе основ православной культуры не является навязыванием православной веры. Преподавание основ религиозной культуры в школе «это не насаждение веры, а стремление дать молодежи понять, почему религии являются источником веры для миллионов». Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1720 от , п. 14.4
Для миллионов наших соотечественников православная вера являлась и является источником целостного и жизнеутверждающего мировоззрения, важнейшим связующим звеном с родной историей и культурой, а также залогом мира и братского единства всех народов России. Православной веры и культуры на протяжении более чем десяти веков отечественной истории держался не только русский народ. Православными были и ныне являются представители многих других народов России. Для очень многих народов России православные миссионеры создали национальную письменность, создали школы и тем самым помогли сохранить их национальную культуру.
Да, у нас и у представителей нехристианских религий – разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет им сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из выступления на Поместном Соборе Русской Православной Церкви г. межнациональной, политической и социальной вражды.
Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Д.С.Лихачев. «Русская культура». М.: «Искусство», Воспитывают же людей: впрямую религия, а более сложным путем музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)