Автор проекта: Уч-ца 11 «А»кл. МОУ «СОШ 5 Кешко Анна Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы, Самойлова С.В.
Цели и задачи: Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Выделить доминирующие цвета. Выделить доминирующие цвета. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Научиться анализировать цветовую символику Есенина, с дальнейшим выходом на творчество других поэтов. Научиться анализировать цветовую символику Есенина, с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.
Результаты: Научилась анализировать цветовую символику Есенина. Научилась анализировать цветовую символику Есенина. Выделила доминирующие цвета в лирике Есенина. Выделила доминирующие цвета в лирике Есенина. Провели открытые уроки по цветовой символики Есенина в старших классах. Провели открытые уроки по цветовой символики Есенина в старших классах.
Златокудрый витязь русской поэзии Цветовая символика Сергея Есенина
Есенинская Русь-это Русь, где природа играет и переливается всеми цветами радуги, образы живописны, словно написаны акварелью. Цвет меняется, течет, струится, в зависимости от характера содержания стихотворения.
В том краю, где желтая крапива И сухой плетень, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень. Там в полях, за синей гущей лога, В зелени озер, Пролегла песчаная дорога До сибирских гор.
Не твоя ли шаль с каймою Зеленеет на ветру? … Ты ли Русь, тропой-дорогой Разметала ал наряд?
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. «Песнь о собаке»
Желтый: рыжие щенята, ржаной закут, золотящиеся рогожи, золотые глаза
Цвета, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, которые мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. Цвета, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, которые мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.
Ведь именно излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.
цвета синийкрасныйжелтыйзеленыйбелыйчерный годы творчества г.г г.г
Впечатление синевы Есенин создает настойчиво и последовательно: «Синий туман. Снеговое раздолье» «Синее счастье, лунные ночи» «Несказанное, синее, нежное»
«Синий» поэт считал не бытовым цветом, а как бы символическим, означающим «божественность» «Синий» поэт считал не бытовым цветом, а как бы символическим, означающим «божественность»
«Синий свет, «Синий свет, Свет такой синий! Свет такой синий! В эту синь даже умереть В эту синь даже умереть Не жаль.» Не жаль.» «Исповедь хулигана»
Он так говорит В.Рождественскому: «РОССИЯ! Какое хорошее слово…и «роса»,и «сила», и «синее что-то»!
« А эта разве голова « А эта разве голова Тебе не роза золотая?» Тебе не роза золотая?» «Отговорила роща золотая» «Лижут сумерки золото солнца»
« С алым соком ягоды на коже, Нежная,красивая была. Нежная,красивая была. На закат ты розовый похожа, На закат ты розовый похожа, И как меч лучиста и светла» И как меч лучиста и светла»
« О Русь- малиновое поле И синь, упавшую в реку» И синь, упавшую в реку» «Синее небо, цветная дуга Тихо степные бегут берега, Тихо степные бегут берега, Тлеется дым, у малиновых сел» Тлеется дым, у малиновых сел»
«Снежная равнина, Белая луна, Белая луна, Саваном покрыта наша сторона. Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Кто погиб здесь? Умер?Уж не я ли сам? Умер?Уж не я ли сам? « Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, И, гнусавя надо мной, Читает мне жизнь Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек, Черный человек, Черный, черный! Черный, черный!
Доминирующие цвета: синий, красный и желтый « Под красным вязом крыльцо и двор» « На синих окнах накапал лик» « Луна под крышей, как злат бугор»
Цветовой образ, так же как и фигуральный может вбирать в себя сложное определение мысли. Цветовая гамма Есенина способствовала передаче различных настроений.
Край любимый! Сердцу снятся Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.