РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Подготовила Чуприна Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Чистовская СОШ»
Социальные; Поликультурные; Коммуникативные; Информационные; Саморазвития и самообразования; Продуктивной творческой деятельности.
Иерархия компетенций, предложенная ДПН А.В. Хуторским: 1.Ключевые компетенции; 2.Общепредметные компетенции; 3.Предметные компетенции.
Этапы урока Цель Результативность Деятельность учащихся Проверка домашнего задания Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память. Результативность: формирование познавательной и самообразовательной компетентности. Ответы учащихся по «шпаргалке», изготовленной в качестве домашнего задания соседом по парте
Изучение нового материала Цель: подготовить учащихся к работе, познакомить с целями урока, мотивировать их. Результативность: формирование поликультурной компетентности. Эмоциональный экскурс в утро человека 18 века Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения. Результативность: формирование информационной компетентности. Составление конспекта по рассказу учителя и тексту учебника Цель: учить добывать знания, оперировать ими, развивать гибкость использования знаний. Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей и предметной компетентности – анализ исторического источника. Работа с историческим источником (в парах)
Закрепление, отрабатывание умений и навыков Цель: самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации. Результативность: формирование познавательной компетентности. Игра «Мнемотехника» Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы. Результативность: формирование интеллектуальной компетентности и саморазвития. Самостоятельный выбор учащимися темы урока из нескольких предложенных учителем
Контроль Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать. Результативность: формирование интеллектуальной компетентности. Составление учащимися теста по пройденному материалу (дифференцированная работа) Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала урока, способствовать развитию креативных способностей учащихся Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию и продуктивной творческой деятельности. Написать письмо от имени горожанина XVIII века в деревню
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ 1. Внимательно прочитайте отрывок. 2. Определите видовую принадлежность документа: - научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины, - правовой документ: изложены нормы права, - публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения, - статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта, - политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения, - информационные материалы: излагаются только факты. 3. Интерпретация текста: - разделите текст на смысловые блоки, - проанализируйте каждый блок, определите смысл текста, - определите, к какой теме из изученного курса истории (обществознания) относится текст. 4. Анализ текста: - раскройте всю полноту социальной информации источника. 5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Список источников: Иванютина В.Н. Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5 – 11 классы/ Под общ. ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой. – М.: Вентана- Граф, 2007г. История. 5 – 11 классы: развернутое тематическое планирование/ авт.- сост. Н.Н. Бузюмова, Н.А. Солодская, О.А. Божескова. – Волгоград: Учитель, 2009г. Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование 4, 2004г.– с Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г Феоктистова Ю.В. Метод проектов на уроках истории. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования. // Народное образование 2, 2003г. – с Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. Ростов н/Д: Феникс, 2007г.