Технология работы с текстом в начальной школе Татьяна Валерьевна Тютрина, заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ 32»
1 этап 1.Приёмы понимания - диалог с текстом. 2.Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов. 3.Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос. 4.Самоконтроль- проверка своих предположений по тексту.
Термины: текст, заглавие, тема, основная мысль, композиция, абзац, план, повествование, описание, рассуждение, разговорная речь, деловая, художественная речь.
В тексте выделяют такие части 1.Начало (вступление). 2.Основная часть. 3.Концовка.
2 этап Работа над смыслом текста. Извлечь концепт – системы взглядов автора. o Умение видеть – основную мысль – o Умение видеть подтекстовую информацию.
1. Осмысление содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя 2. Реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ; наблюдение над языком, художественными особенностями текста 3. Эмоциональная сфера: выразительное чтение; сопоставление литературного произведения с другими видами искусства 4. Сфера воображения: составление киносценария, комикса; творческий пересказ; чтение по ролям; инсценирование
Анализ текста Приемы работы: Выделение ключевых слов Беседа Составление плана Построение структурной модели текста Наблюдение над системой образов Комментированное чтение Диалог с автором через текст
3 этап 1.Развитие читательского воображения. a.Развитие воссоздающего воображения. b.Развитие творческого воображения. o Осмысление o Разных образов; o Разных точек зрения. o Практические действия o Способность изменить ход событий; o Способность придумать завязку; o Способность сочинить развязку истории.
Выпускник начальной школы осваивает ряд читательских умений: Анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст Ставить к тексту вопросы разной направленности Отвечать на вопросы учителя, строить развернутый ответ Самостоятельно составлять разные виды планов Пересказывать текст подробно, сжато, творчески Умеет вести диалог с автором