Современные педагогические технологии Обучающий модуль
Содержание модуля Семинары (3 часа): «Современные педагогические технологии: теория вопроса»«Современные педагогические технологии: теория вопроса» «Технология дифференцированного обучения»«Технология дифференцированного обучения» «Технология проблемного обучения»«Технология проблемного обучения» «Технология обучения в сотрудничестве»«Технология обучения в сотрудничестве» «Проектные методы»«Проектные методы» «Игровые технологии»«Игровые технологии»
Содержание модуля + выступление на семинаре – 6 часов + посещение открытого урока (районный уровень) - 3 часа + открытый урок с использованием какой-либо технологии – 6-8 часов + методическая разработка урока (темы) с использованием выбранной технологии и публикация в сборнике методических материалов – 8 часов + публикация методических материалов в районном «Вестнике образования» - 8 часов
Индивидуальный образовательный маршрут на 18 часов Справка о краткосрочных курсах повышения квалификации (НМЦ)
Семинар «Современные педагогические технологии: теория вопроса»
Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню: Дай сделать – и я пойму. Китайская притча
I. Повторение пройденного: методы, приемы, средства, формы, способы Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский). Метод обучения – способ организации познавательной деятельности учащихся (Т.А. Ильина).
Повторение пройденного: методы Классификация по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция лекция беседа беседа рассказ рассказ инструктаж инструктаж демонстрация демонстрация упражнения упражнения решение задач решение задач работа с книгой работа с книгой
Повторение пройденного : методы Классификация по источнику получения знаний словесные наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
Классификация по степени активности познавательной деятельности учащихся объяснительный иллюстративный проблемный частичнопоисковый исследовательский Повторение пройденного : методы
Классификация по логичности подхода индуктивный дедуктивный аналитический синтетический Повторение пройденного : методы
Классификация по степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых объяснительно-иллюстративный репродуктивный метод проблемного изложения частичнопоисковый, или эвристический исследовательский метод
Повторение пройденного : приемы и средства Прием – элемент, составная часть метода. Средства обучения – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие.
Повторение пройденного : формы обучения Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Подразделяются на: простые (минимальное количество методов и средств, посвящены одной теме) составные (развитие простых форм или их разнообразное сочетание) комплексные (целенаправленная подборка простых и составных форм).
Повторение пройденного : формы педагогического общения Основные формы педагогического общения "педагог-ученик" : монолог диалог дискуссия полилог
Повторение пройденного : способы обучения индивидуальное обучение индивидуально-групповой способ групповой способ (классно-урочная система) коллективный способ (КСО)
Повторение пройденного : системы обучения в групповом способе 1.формы деятельности учащихся: индивидуальная групповая коллективная (фронтальная) 2. индивидуализированные формы учебной деятельности: консультация зачет экзамен
Повторение пройденного : системы обучения в групповом способе 3. формы взаимодействия: субботник групповые соревнования смотры диспуты 4. кооперативные формы (распределение функций между учащимися): игры хозрасчетный кооперативный труд сборы и т.п.
II. Педагогическая технология Технология (от греч. techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон) – наука о мастерстве. История вопроса Время возникновения - ? Появление термина – 60-е годы ХХ века. Признание ЮНЕСКО – 70-е годы.
3 аспекта понятия научный – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы процессуальный - описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения деятельностный - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств
3 уровня употребления понятия 1.общепедагогический (общедидактический) – в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения 2.частнометодический (предметный) – на одном предмете, в классе, в работе учителя 3. локальный (модульный) – решение частных дидактических и воспитательных задач
Критерии технологичности концептуальность системность управляемость эффективность воспроизводимость
Структура педагогической технологии 1. концептуальная основа 2. содержательный компонент обучения 3. процессуальная часть – технологический процесс
ПТ = + цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения
Основные свойства: отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию учебно-воспитательного процесса; предлагается проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно- познавательной деятельности самого учащегося; центральная проблема – целенаправленное образование, рассматриваемое в двух аспектах: первый – диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учебного материала, второй – развитие личности в целом; реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.
Основные свойства: осознанность деятельности учителя и учащихся; мобильность; валеологичность; целостность; открытость; самостоятельная деятельность учащихся составляет 60-90% учебного времени; индивидуализация
«ПТ – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев). «ПТ – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов) «ПТ означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин)
«ПТ – это системный метод создания, применения и определния всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО)
«ПТ – это: содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса; деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности; рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса». В.П. Беспалько
Сопутствующие понятия Технологическая схема – условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
Элементы педагогической технологии педагогическое общение оценка требование конфликт информативное воздействие
Дополнительные элементы педагогической технологии создание психологического климата создание ситуации успеха и неуспеха групповая деятельность педагогическая реакция на поступок этическая защита
Классификация ПТ (Максимова В.М.) структурно-логические интеграционные игровые тренинговые информационно-компьютерные диалогические
Классификаций ПТ (Селевко Г.К.) по уровню применения по ведущему фактору психического развития по ориентации на личностные структуры по характеру содержания и структуры по организационным формам по преобладающему (доминирующему) методу по подходу к ребенку по категории обучающихся по направлению модернизации существующей системы
Классификация ПТ ( по направлению модернизации существующей системы) I.Современное традиционное обучение. II.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса III.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся IV.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса V.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала VI.Технологии развивающего обучения VII. Частнопредметные педагогические технологии
Инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Основные свойства (критерии) инновации: - научно-техническая новизна; - практическая воплощенность (промышленная применимость); - коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, что означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.
Инновационный процесс - процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Схема инновационного процесса: - первый компонент– новации, т.е. новые идеи, знания. - второй компонент - внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. - третий компонент - диффузия инноваций.
Инновационные технологии развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение коллективная система обучения технология решения исследовательских задач использование исследовательского метода в обучении проектные методы технология «дебаты» технология модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско-зачетная система обучения технология развития «критического мышления» технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии система инновационной оценки «портфолио» технология дистанционного обучения
До новых встреч!