Основы исследовательской деятельности школьника Тесленко Александр Николаевич, академик Международной академии социальной работы, Академии педагогических наук Казахстана, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор
Исследовательская деятельность учащихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров
При развитии исследовательской деятельности традиционная система образования сталкиваются с реалиями: начало эволюции от объект- субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации конструктивного сотрудничества учителя и ученика нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски; явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые учебные схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации; архаизм содержания образования
Мотивы исследовательской деятельности овладение практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём; овладение умениями и навыками активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмами анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности; прагматические мотивы профессиональной ориентации …..
Цели и задачи исследовательской деятельности учащихся ЦЕЛЬ стимулировать развитие интеллектуально- творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения ЗАДАЧИ обучение проведению учебных исследований школьников развитие творческой исследовательской активности школьников стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Классификация задач по сложности Требования, предъявляемые к задачам: ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на: задачи практикума; собственно исследовательские задачи; научные задачи.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Ученик преступающий к исследовательской работе должен обладать определенными компетентностями: УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ Умение работать с рекомендованной литературой Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Педагог должен сам быть творческой личностью Педагог должен постоянно заниматься самообразованием Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Проблемы исследовательской работы в школе: Практическое использование полученных результатов Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело Профессиональная неготовность педагогов к исследовательской деятельности Репродуктивные способности большинства учащихся Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы Массовость и авторитарность методов организации исследовательской деятельности в школе
Научный аппарат исследования: ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ТЕМА отражает характерные черты проблемы. ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования. Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Например, работа называется «Изучение воздействия слабых геомагнитных возмущений на отдельные характеристики физического здоровья людей» Целью исследования было: проанализировать влияние слабых геомагнитных возмущений на некоторые физиологические параметры здоровья человека. Задачи исследования: 1. изучение литературы по вопросу, каким образом влияют геомагнитные возмущения на здоровье человека. 2. экспериментально проанализировать влияние геомагнитных бурь на некоторые параметры здоровья человека через проведение социологического опроса. 3. сделать вывод о влиянии геомагнитных бурь на здоровье человека в соответствии с возрастом исследуемых. Выводы: 1. При слабых геомагнитных возмущениях исследуемые испытывали головные боли, причем число человек испытывающих головные боли возрастало в зависимости от возраста. 2. Примерно 50% опрошенных в возрасте от 10 лет и старше испытывали слабость. 3. Наблюдается общая тенденция роста плохого самочувствия, причем в подростковом возрасте и в возрасте кризиса средних лет процент испытывающих плохое самочувствие выше. 4. Более 50% всех опрошенных за исключением детей в возрасте до 10 лет, не испытывали повышение умственной работоспособности.
Этапы работы над научным исследованием 1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему. 2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем. 3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно. 4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы. 5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы. 6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Методы исследовательской работы Наблюдение Анализ документов Опрос Эксперимент
ФормаСтруктура ДОКЛАД в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы; сущность темы, обоснованные научные предложения; выводы и предложения. ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА основные положения доклада; основные выводы и предложения. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ заголовок; вводные замечания; краткие данные о методике исследования; анализ собственные научных результатов и их обобщение; выводы и предложения; ссылки на цитируемую литературу. НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики; детальная характеристика применявшихся методов; существование новых научных результатов; заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы; выводы и предложения. РЕФЕРАТ вводная часть; основной текст; заключительная часть; список литературы; указатели. МОНОГРАФИЯ введение; подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; выводы по каждому разделу (главе); заключение.
Формы предоставления исследования: Публичный доклад или сообщение Обсуждение результатов Дискуссия Публичная защита в форме лицензирования Беседа и спор с оппонентами и коллегами
Требования к содержанию научной работы СтруктураТребования к содержанию Титульный лист Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему научной работы; фамилию, имя и отчество научного руководителя; город и год. Оглавление Включает: наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц) Содержит: оценку современного состояния решаемой проблемы; обоснование необходимости проведения работы. Основная часть (не более 10 страниц) Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Выводы Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. Список литературы Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).
Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом: титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность; текст работы должен быть пронумерован; работа должна иметь оглавление; основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4); если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части; работа должна быть снабжена списком использованной литературы; к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.
Основные требования к представляемым для участия в конференции работам Чёткость и доступность изложения материала. Соответствие темы работы её содержанию. Актуальность и практическая значимость работы. Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы. Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме. Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме. Оформление научной работы. Культура выступления на конференции.
Культура выступления на конференции Регламент выступления на секции – до 10 минут. Регламент выступления на конференции – до 7 минут. Выступление должно проходить чётко. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).
Благодарю за внимание! Сайты на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе: сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день. рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).