Одной из наиболее распространенных форм работы на уроке при системно-деятельностном подходе является игра. В играх проявляется и одна из центральных особенностей ребенка: его стремление к инобытию, его страсть к перевоплощению. «Сущность детской игры, говорит психолог Пьер Лоти, состоит в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение…» Это стремление играть роль, стремление к перевоплощению, настолько глубоко заложено в природу ребенка и настолько связано с основными потребностями растущего организма, что другой исследователь вопроса, Стэнли Холл, считает возможным говорить об этом стремлении, как об особом инстинкте, драматическом инстинкте детей.
Чтобы понять литературный образ и вместе с ним понять основную идею литературного произведения, необходимо поставить себя на место того или иного литературного героя, через призму собственного сознания и жизненного опыта пропустить мотивы, побуждающие героя к тому или иному поступку. Таким образом, драматизация – один из наиболее применяемых методов на уроках литературы в 6 «а» классе.
Суд над Герасимом по повести И.С. Тургенева «Му-Му» В ходе самостоятельного ознакомления с литературным произведением Тургенева многие ребята не смогли обозначить четкого отношения к такому литературному герою, как Герасим, которого было с одной стороны жалко (жизнь жестоко обошлась с ним), с другой стороны он вызвал негодование (убил ни в чем неповинную собаку, предал друга, которого когда-то спас, теперь же проявил малодушие). Мнения разделились: одни считали, что Герасим не заслуживает оправдания, другие защищали героя, третьи остались в раздумьи. Тогда учитель предложил устроить суд над Герасимом в виде своеобразного продолжения повести, где в качестве обвиняемого выступит главный герой – Герасим.
Ребятам было предложено самим распределить роли по следующим позициям: подсудимый; потерпевший; сторона обвинения; сторона защиты; свидетели; присяжные заседатели; судья. Трудность возникла лишь в выборе судьи: по всем «законам жанра» это должен быть наиболее ответственный ученик, умеющий принимать объективные решения, анализировать информацию целиком, систематизировать ее и делать соответствующие выводы, явный лидер, которому доверяют. Судья был выбран посредством голосования.
Учителем были даны некоторые рекомендации относительно судебного процесса в целом и каждой роли отдельности: все доказательства по делу должны быть взяты из текста (самим делом была повесть); в качестве вещественных доказательств могли быть иллюстрации, созданные на основе текста произведения; все персонажи должны соответствовать персонажам из повести, иметь соответствующие особенности в поведении и речи (так, например, Герасиму пришлось труднее всего, он должен был защищаться, не произнося ни слова – по тексту он немой – жестами, мимикой, мычанием); во время подготовки к суду, участникам было предложено посмотреть соответствующие телевизионные передачи («Час суда», «Федеральный судья»), чтобы наиболее точно представлять себе особенности собственной роли.
Несмотря на то, что в данном случае драматизация не была представлена в чистом виде (скорее была представлена ролевая игра), однако элементы драматизации (вхождение в роль литературных персонажей) занимали ведущую позицию. Таким образом, урок не только привел к глубокому анализу произведения и системы его персонажей, но также дал ребятам практические знания по ведению цивилизованной дискуссии, ученики самостоятельно выбирали роли, распределяли время своих выступлений, учились работать в команде (команда обвинения, команда защиты, команда присяжных).
Выступление свидетелей
Выступление председателя присяжных