Презентация Презентация, устное публичное выступление - важный элемент деловой и жизненной активности. Презентация – это передача информации определенной аудитории в определенной форме с определенной целью. Большинство презентаций объединяет следующее: они строго приурочены к началу и окончанию в определенное время; они носят достаточно официальный характер; они обращены и представлены группе слушателей.
Эффективность презентации зависит от: формулирования цели презентации и целей аудитории; определения информации, важной для слушателей; организации информации; подбора конкретных данных (фактов, цифр, ссылок и т.д.); выработки стиля презентации; подготовки демонстрационных и раздаточных материалов; подготовки к презентации; установления контакта с аудиторией; владения навыками публичного выступления (вербальные и невербальные коммуникативные навыки); яркости выступления; эффектного завершения презентации.
Подготовка презентации Шаг 1. Анализ аудитории. Кто будет слушать Ваше выступление? Сколько человек будут Вас слушать? Каков средний возраст слушателей? Будет ли аудитория настроена доброжелательно или скептически? Знаете ли Вы своих слушателей? Хорошо ли они знакомы с Вашей темой? Что объединяет слушателей? Есть ли среди них Ваши знакомые? Ответы на эти вопросы подскажут Вам, какой подход выбрать, какую информацию сообщить, как провести все выступление в целом.
Шаг 2. Прояснение целей презентации. Зачем Вы выступаете и чего хотите добиться своим выступлением. Продумайте общие и конкретные цели. Подготавливая презентацию, Вы должны четко понимать, какие действия или реакцию Вы хотите получить от аудитории. Попробуйте сформулировать свою цель, используя следующую формулу: Цель выступления – (информировать, убедить, уговорить...), кого (ваши слушатели - ), в чем (содержание), чтобы они смогли (действия / реакция аудитории), чтобы таким образом (результат).
Шаг 3. Построение структуры Вступление: цель выступления, представление темы, привлечение внимания слушателей Основная часть: развитие каждого основного пункта, доказательство пунктов (словесное и наглядное), подведение итогов по каждому основному пункту Заключение: итоги сказанному, должно вытекать из содержания основной части, содержать ссылки на вступление, чтобы связать речь воедино.
Рекомендации по подготовке устной презентации Содержание. Сформулируйте и запишите основные идеи Вашего выступления. Важно, чтобы они выражали концепцию, продукт или характеризовали Вас самих. Способ изложения. Решите, какой подход больше подходит для Вашей темы. Выберите лучший способ представления информации шаг за шагом. Запишите тезисы. Определите основные пункты Вашей речи, исходя из цели и главных идей. Порядок изложения. Отберите только те пункты, которые вам совершенно необходимы (3-4 пункта). Сделайте их максимально короткими и понятными. Основные пункты составляют содержание вашей презентации.
Рекомендации по подготовке устной презентации Сбор информации Проведите исследование и найдите аргументы, которые подтвердят Ваши идеи и выводы. Подберите материал для поддержки или доказательства каждого пункта. Язык. Сделайте свое выступление как можно более простым и естественным. Лучший способ оценить написанное прочитать текст вслух. Юмор. Шутки и нотки юмора помогают снять напряжение, разрядить обстановку, обеспечить восприятие какого-либо факта и установить контакт с аудиторией. Стиль. Каждая презентация, как групповая, так и индивидуальная, требует тщательного планирования и режиссуры.
Рекомендации по подготовке устной презентации Голос. Проанализируйте, как звучит Ваш голос. Если Вам трудно оценить себя, попросите о помощи человека, мнению которого доверяете. Громкость и темп. Поработайте над темпом и громкостью речи. Изменения темпа речи можно использовать для привлечения внимания, повышения выразительности речи, а также когда Вы предполагаете, что слушатели захотят записать отдельные пункты. Произношение и дикция. Неправильно произнесенные слова и термины могут создать трудности и испортить впечатление о презентации. Язык тела. Невербальные сообщение или язык тела не меньше, а часто и больше способны передавать содержание, чувства и отношения, чем слова.
Демонстрационные и раздаточные материалы. Используйте только те наглядные материалы, которые помогают передать или подчеркнуть информацию. Объясните назначение и значение каждого материала, который Вы используете. Используйте только наглядные материалы высокого качества. Отрепетируйте использование демонстрационных материалов. Не теряйте контакт с аудиторией при демонстрации. Перед началом выступления проверьте, как работает оборудование. Помните, что Вы сами - лучшее наглядное пособие.
Место и время презентации Найдите возможность побывать и, если позволят обстоятельства, произнести свою речь в том месте, где пройдет выступление. Выясните, насколько велико помещение, какова планировка, можно ли ее изменить, есть ли в помещении сцена или подиум, будет ли вас видно и слышно, регулируется ли освещение, необходим ли микрофон и кто его может отрегулировать.
Технические средства. Прорепетируйте с наглядными материалами и оборудованием. Появитесь на месте заранее. Проверьте все оборудование. Выясните, регулируется ли освещение и нужно ли будет затемнить помещение при использовании проектора со слайдами. Не увлекайтесь демонстрацией технических возможностей. Помните: это лишь вспомогательные средства презентации. Самые передовые технологии не заменят общения со слушателями.
Реакция слушателей Изменение выражения лица, движения тела, шум, громкие разговоры и другие сигналы скажут Вам, как настроена аудитория и как Вы справляетесь со своей задачей. Найдите среди слушателей человека, который чуть наклонился вперед и оживленно кивает головой. Этот слушатель поддержит вас и придаст уверенности. Контакт со слушателями Первые минуты презентации являются самыми важными. Вступление в контакт имеет настолько важное значение, что его можно считать отдельным этапом презентации. Начните выступление, буквально шагнув навстречу слушателям. Продумайте, как установить визуальный контакт с аудиторией.
Навыки публичного выступления Необходимо выполнить несколько важных условий: определить наиболее удачную форму презентации; выработать стиль, вызывающий отклик у слушателей; обращаться непосредственно к слушателям; увязать в единое целое все, что нужно сообщить.
Аудиовизуальные средства презентации Основные видыХарактеристики Раздаточные материалы Записи на доскеЗаранее подготовленные плакаты с рисунками, графиками, диаграммами, схемами и т.п. Простота, доступность, не требуют значительных ресурсов на этапе подготовки. Проектор, экранАудиоаппаратураМикрофонЛегкость установки и мобильность. Возможность технических срывов довольно низкая. ВидеоаппаратураМультимедийная презентация Компьютерная графика Данные аудиовизуальные средства предоставляют расширенные возможности в качестве презентации.