Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Понятие «универсальные учебные действия» термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться В психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные и логические Коммуникативные
1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях. Выделяют три вида личностных действий: Личностное, профессиональное самоопределение; Смыслообразование, т.е. связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация.
2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности. К ним относятся: Целеполагание Прогнозирование Планирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция
3. Познавательные универсальные действия включают: Общеучебные Логические Постановку и решение проблемы
4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиций других людей. К ним относятся: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра Умение выражать свои мысли
Регулятивные учебные действия Структура учебной деятельности (операционный компонент) ЦелеполаганиеАнализ задачи ПрогнозированиеПринятие учебной задачи ПланированиеАктуализация необходимых знаний КонтрольПланирование КоррекцияРешение ОценкаКонтроль СаморегуляцияОценка
Математика. На ветке сидели 8 синиц. 3 синицы улетели. На сколько лет брат старше сестры? Мальчик собрал 6 белых грибов, а его друг больше. Сколько всего грибов собрали мальчики? Составьте задачу со словами: купили, съели, осталось.
Русский язык Найдите и подчеркните главные члены предложения.(подобрать условие) Дано слово «ель». Составьте задачу по условию. Разберите слово по составу. (подберите условие)
Окружающий мир Звёзды, гриб, река, человек, насекомое, луна, белка, облако. (Подберите вопрос по теме «Живая и неживая природа») Назовите свойства полезного ископаемого (подобрать условие) К какому времени года относятся явления природы?(подберите условие)
Чтение Даётся любой текст.(Подберите вопросы, то есть то, что нужно делать с этим текстом: прочитать, составить план, пересказать близко к тексту и т.д.) Составьте краткий пересказ текста.(Дети подбирают условия: сами тексты)
АНАЛИЗ устанавливал что есть (известно) и чего нет(надо узнать) у строителей. ЦЕЛЬ определяла: что надо делать. ЗНАНИЯ искали умельца и помогали ему в строительстве. ПЛАН собрал команду из пунктов и распределил их по порядку. Потом шло строительство (решение задачи) КОНТРОЛЬ всё время сопоставлял то, что делали строители с тем образцом, который наметили ЦЕЛЬ и ПЛАН. ОЦЕНКА сообщала: хорошо или плохо работали строители, и красивая ли школа получилась.
Памятка по решению задач. 1. Прочитай задачу. АНАЛИЗ: выдели известное и неизвестное. 2. ЦЕЛЬ: подумай, чему ты будешь учиться, выполняя это задание. 3. ЗНАНИЯ: вспомни правила, учебный материал, которые помогут решить задачу. 4. ПЛАН: составить план решения и проверить его. 5. РЕШЕНИЕ: реши задачу, проверь себя. 6. КОНТРОЛЬ: проверь решение. 7. ОЦЕНКА: хорошо ли ты выполнил это задание и чему ты научился, выполняя это задание.
Спасибо за внимание.