Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ Научное общество учащихся (далее - НОУ) – это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством ученых, педагогов, других специалистов.
ЦЕЛЬ НОУ Выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно- исследовательской деятельности учеников.
ЗАДАЧИ НОУ формирование системы научных взглядов учащихся создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, углубленная подготовка к ней воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры участие в проводимых в рамках деятельности гимназии, города, республики олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
В составе общества могут быть созданы следующие СЕКЦИИ: Истории и культуры Республики Башкортостан. Языкознания (русского и иностранного языков). Литературы и МХК. Математики и физики. Математики и физики. Информатики и вычислительной техники. Естественных наук. Экологии Республики Башкортостан. Социологии и психологии. Прикладного и декоративного искусства. Физической культуры и здоровья.
Работа секции математики предусматривает: теоретические знания по определенной программе, направленные на углубленное изучение основ математики; семинары, на которых обсуждаются результаты работ.
Высший орган НОУ – КОНФЕРЕНЦИЯ, которая проводится раз в год
Исследовательская деятельность учащихся Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.
Учебное исследования Учебное исследования рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.
Цель учебного исследования не только конечный результат (знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширение кругозора, изменение своей мотивации и положения в молодёжном сообществе.
Алгоритм учебного исследования Видение проблемы Постановка проблемы Знакомство с литературой Прояснение неясных вопросов Формулирование гипотезы Планирование и разработка учебных действий Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств) Анализ и синтез собранных данных Сопоставление данных и умозаключений Подготовка и написание реферата Выступление с подготовленным сообщением в виде тезисов Переосмысление результатов в хоте ответов на вопросы Проверка гипотезы Построение обобщений Построение выводов и заключений
Исследовательское обучение Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся.
Основные характеристики исследовательского обучения: 1.Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность рассмотрения. 2.Специальное конструирование или проблемная подача материала. 3.Развитие навыка формирования нескольких версий или выделения гипотез при взгляде на объект или развитие процесса. 4.Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализ свидетельств или первоисточника. 5.Работа с первоисточниками. 6.Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Три уровня исследовательского обучения 1 уровень. Самый простой, когда руководитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребёнок. 2 уровень. Руководитель ставит проблему, но метод ее решения ребёнок ищет самостоятельно. Причём допускает коллективный поиск. 3 уровень Высший. Все действия учащимся выполняются самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решений выбирается исключительно им самим.
Главной целью исследования Главной целью исследования школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста» М. Н. Скаткин
Думай сам Посоветуйся друг с другом Обсуди в группе Проверь по учебнику Оцени
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»