Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?
Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков; формирования речевых звуков - фонем - при коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, выполнять 2 -3 упражнения по 3-5 минут; каждое упражнение выполняется по 5-7 раз; статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении); проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме; артикуляционную гимнастику выполняют сидя; во время проведения артикуляционной гимнастики ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений поэтому во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Организация проведения артикуляционной гимнастики взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы; взрослый показывает выполнение упражнения; упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение; важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица; подходить к выполнению упражнений творчески.
Упражнения для губ: «Улыбка» удерживание губ в улыбке; зубы не видны. «Хоботок (Трубочка)» вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «Заборчик» губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. «Бублик» (Рупор) зубы сомкнуты; губы округлены и чуть вытянуты вперед; верхние и нижние резцы видны. «Заборчик» - «Бублик» - «Улыбка» - «Хоботок» чередование положений губ. «Кролик» зубы сомкнуты; верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Статические упражнения для языка «Птенчики» рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «Лопаточка» рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Чашечка» рот широко открыт; передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «Иголочка» (Стрелочка. Жало). рот открыт; узкий напряженный язык выдвинут вперед. «Горка» (Киска сердится). рот открыт; кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. «Трубочка» рот открыт; боковые края языка загнуты вверх. «Грибок» рот открыт; язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка: «Часики» (Маятник) рот приоткрыт; губы растянуты в улыбку; кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. «Качели» рот открыт; напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «Катушка» рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам; широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [P]: «Вкусное варенье» Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. «Барабанщики» Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Л]: «Лошадка» Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). «Индюк» Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Упражнения дыхательной гимнастики «Футбол» Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее". «Волшебные пузырьки» Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Спасибо за внимание! Автор: ©Шпілєва Н.С. вчитель-логопед