Старинные клавишные инструменты Автор: Маркова Ольга Руководитель: Сенькина Елена Федоровна
Цель: расширение знаний об инструментах Задачи: Познакомить с историей происхождения старинных клавишных инструментов, предшественников рояля и фортепиано. Запомнить названия инструментов. Прививать эстетический вкус к старинной музыке других стран и эпох.
«Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным»… Александр Блок
ВЁРДЖИНАЛ Вёрджинал – старинный а нглийский клавишный струнно - щипковый инструмент в виде настольного ящика или шкатулки.
КЛАВИКОРД Клавикорд – инструмент в виде прямоугольного ящика или шкатулки (клавес – ключ, клавиша; а хорда – струна)
СПИНЕТ Разновидность клавесина – спинет (французское название струнно – клавишного инструмента).Сами инструменты представляли собой шедевры не только инструментального, но и прикладного искусства.
СПИНЕТ Вертикальный спинет называли «крылом» или «жирафом». Струны в нём расположены вертикально.
ЧЕМБАЛО Чембало – и ли клавичембало – название клавесина в Италии. В Германии его называли «клавир», позднее клавиром стали называть все клавишно – струнные инструменты.
КЛАВЕСИН Клавесин – французское название струнно – клавишного инструмента крыловидной формы. Был распространён в веках. Инструмент снабжали несколькими мануалами.
Мануалы – название клавиатур на клавесине (их бывает несколько). Мануалы размещены «террасообразно», одна под другой. Каждая из клавиатур располагает своими тембровыми и динамическими возможностями.
Молоточковая механика – изобретение Бартоломео Кристофори, позволяющая извлекать звук разной степени громкости.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО-РОЯЛЬ Рояль в переводе с французского «КОРОЛЕВСКИЙ». От клавесина он унаследовал крыловидную форму, клавиши и струны, а новое изобретение (молоточковая механика) позволило роялю быть более совершенным в звуковой палитре красок.
Выводы: Струнно-клавишные инструменты появились в середине 16 века. Они обладали скромными тембровыми возможностями и однообразием по динамике( громкости звучания). И только с изобретением молоточковой системы (у фортепиано и рояля), появился огромный диапазон возможностей градации звука. Инструменты прошли большой путь развития- эволюцию многовекового совершенствования.
БИБЛИОГРАФИЯ: Смолина Е. Современный урок музыки. Ярославль, Смолина Е. Современный урок музыки. Ярославль, Энциклопедический словарь юного музыканта. «Педагогика», Энциклопедический словарь юного музыканта. «Педагогика», Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. «Композитор» Санкт-Петербург, Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. «Композитор» Санкт-Петербург, «Старинная музыка»- журнал 1, «Старинная музыка»- журнал 1,