Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР предназначенные для ПК, называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР). Однако не только ПК использует цифровые форматы, поэтому введение термина ЦОР не даёт заметных преимуществ. Следуя межгосударственному стандарту ГОСТ , лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Виды ЭОР Текстографические Текстографические с навигацией Визуальные со звуковыми фрагментами Мультимедиа
Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В данном контексте это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.
интерактив; мультимедиа; моделинг; коммуникативность; производительность.
Перевод английского interactive – «взаимодействие». Работа с ПК имеет сама по себе интерактивный характер. Интерактивный электронный контент по предмету – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. ЭОР могут дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. ЭОР реализуют реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
Весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Архитектурные стили», ТЭ «Глиняная игрушка», ТЭ «Документальное кино» и т.д. Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): – модуль получения информации (И-тип); – модуль практических занятий (П-тип); – модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
все ЭУМ открыты для пользователя; ЭУМ упакован в широко распространённом формате ZIP; Если раскрыть ZIP-контейнер, мы увидим четыре папки: для элементов контента, сценария (script), моделеров и метаданных ЭУМ.
Самый простой способ модернизации ЭУМ - замена всех или некоторых мультимедиа файлов в папке элементов контента с сохранением их имён и форматов. Таким образом можно изменить содержание ЭУМ вплоть до смены предметной области. Однако структура контента и методы организации интерактива сохранятся от прототипа.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернет: – –
Для использования ЭУМ на компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС. Программное обеспечение пользователя – плеер, – Органайзер, – Типовые мультимедиа приложения, объединенные в одном инсталляционном пакете (порядка 10 Мбайт), размещенном во ФЦИОР, других федеральных серверах или на перемещаемом носителе.