Value Based Management : опыт внедрения и управления стоимостью компании Инна Можаровская, заместитель директора по вопросам экономики и финансов Компании «Фокстрот. Техника для дома»
Value Based Management Основная цель любого бизнеса - повышение его стоимости, ценности Усилия менеджмента направлены на повышение стоимости Акцент в управлении – на факторы, повышающие стоимость компании (3-5 приоритетов по каждому направлению) 2
$ Co Активы 3
$ Co Оборот Активы 4 Оборот
$ Co Оборот Активы 5 Доля рынка Доля рынка, рынок
$ Co Оборот Активы EBITDA 6 Доля рынка EBITDA
Эволюция этапов создания дополнительной ценности 7
Сегодня рынком движет ОЖИДАНИЕ Факторы, повышающие стоимость компании: Стратегия. Как выбрать стратегию, направленную на рост стоимости? Интеллект, инновации, перспективы Менеджмент Ориентация на клиента Контракты, контрагенты Риск-менеджмент Прозрачность 8
Влияние внешних факторов на стоимость компании 9 Внешние Отраслевые ( конкуренты, продукты, сырье, пр.) Макроэкономические (финансирование, валютные) Правовые риски (антимонопольный комитет, налоговый кодекс, таможня, изменение законодательства) Внутренние Потери стоимости активов (кражи, порча, обесценение) Страховой случай Мошенничество Ключевые сотрудники База, объект риска, $ Размер потерь, $ Вероятность риска, % Оценка риска + + =
Как определить, что увеличит стоимость именно вашей компании? SWOT –анализ Анализ стратегии конкурентов Анализ значительных рисков, их оценка Выделение основных приоритетов – позиционирование Оценка потребностей клиентов, опережение ожиданий, инновации 10
Измеритель EVA 11 NOPATCAPITALWACC CAPITALCAPITAL WACCWACC NOPATNOPAT + -
Пример каскадирования EVA 12
Преимущества EVA Единый и простой показатель, адекватно характеризующий работу компании Метод расчета справедливой прибыли корпорации Экономический показатель Система измерения, а не стратегия сама по себе. Возможно вычислить EVA как для компании, так и для отдельных подразделений или отделов. 13
Недостатки EVA Не подходит для компаний start-up, или на развивающемся рынке Прямая мотивация может тормозить инвестиции в краткосрочном периоде. Нет корреляции выполнения EVA-целей с ростом стоимости компании Есть много способов манипулировать результатом 14
Опыт внедрения 1. Карта целей исходя из задач стратегии 2. Балансировка показателей BSC 3. Распределение ответственности 4. Управление рисками (сложность оцифровки) 5. Точность формулы EVA, четкое понимание допустимых параметров 6. Ориентир на главные двигатели роста стоимости 15