Технология модерации Выступление учителя биологии Мельник А.А. на краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск-2010»
«На готовых истинах формируется догматически окаменевший интеллект» (Э.В. Ильенков) «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер) «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель - это указать дорожки» (Ричард Олдигтон) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой) «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить» (Т. Эдисон)
Образовательная технология - управляемая система взаимосвязанных целенаправленных действий, осуществляемых всеми участниками образовательного процесса для достижения запланированных результатов обучения, воспитания и развития.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Принципы модерации Структуированность Прозрачность Систематичность Комплексность
Фазы модерации: инициация; вхождение или погружение в тему; формирование ожиданий учеников; интерактивная лекция; проработка содержания темы; подведение итогов; эмоциональная разрядка.
Процессы модерации Интеракция (эффективное взаимодействие) Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов.
Коммуникация. Понимание. Через информацию учащиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его участника.
Визуализация. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.
Мотивации. Постановка, в соответствии с технологией модерации, ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей.
Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал.
Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор.
Использование в каждой части урока активных методов обучения делают урок желанным, ожидаемым детьми.
Превращение черно-белого или серого образовательного процесса в яркий красочный фестиваль знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект!
Смена напряженной работы веселыми разминками – одна из форм формирования мотивации к обучению.
Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу.
Мониторинг образовательного процесса. Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока.
Педагог Оформление правил и норм командной работы, создание комфортной атмосферы, целеполагание. Управление конфликтами, посредничество, признание первых достижений команды и ее членов. Помощь в распределении ролей, поддержка, направление, поощрение. Настрой на дальнейшее движение Настрой на достижение общих целей Фаза формирова- ния группы Фаза конфликтов Фаза распределения ролей и сотрудничества Стадии развития группы Мониторинг групповой динамики.
Рефлексия. Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения.
Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов!