Одаренность и исследовательское поведение Д.В. Ушаков, Институт психологии РАН
Определения таланта и одаренности Талант – способность производить культурно или социально ценный продукт (произведения искусства, научные открытия, технические новшества, социальные структуры и т.д.). Одаренность – потенциальная возможность стать талантливым.
Интеллект и творческие достижения в науке и искусстве Э. Ро провела обследование наиболее крупных ученых США и установила у них сверхвысокий уровень интеллекта ( баллов). Ф. Бэрон исследовал видных американских писателей и обнаружил у них очень высокий вербальный интеллект (в среднем около 140 баллов).
Предсказательная валидность интеллекта в профессиях разного уровня сложности РаботаОбучение «Белые воротнички» Высокая сложность0,580,50 Средняя сложность0,510,57 Низкая сложность0,400,54 Рабочие профессии Высокоточные0,560,65 Вспомогательные0,23
Условия влияния интеллекта на деятельность Интеллект тем сильнее влияет на успех деятельности, чем деятельность: сложнее, меньше связана со взаимодействием с людьми Сложность Предметность
Лямбда-отношение По горизонтали – интеллект По вертикали – математически е достижения Распределение по форме напоминает букву λ (лямбда)
Ню-отношение По горизонтали – интеллект По вертикали – достижения Распределение по форме напоминает букву ŋ (ню) Сложность Предметность
Структурно-динамический принцип Интеллект – результат прижизненно сформировавшихся когнитивных структур, или «функциональных систем». Люди различаются по способности формирования интеллектуальных систем. Успешность в решении интеллектуальных задач, оцениваемая тестами интеллекта, является функцией потенциала человека к формированию интеллектуальных систем и личностно-средовой детерминации.
Детерминанты структуры интеллекта пересечение когнитивных процессов различия в потенциале формирования интеллектуальных систем различие в распределении потенциала
Эмпирические свидетельства При наличии альтернативных сценариев социализации возможно появление отрицательных корреляций между интеллектуальными функциями. Структура интеллекта не когнитивный инвариант, она может изменяться от выборки к выборке Отдельные интеллектуальные функции, коррелирующие с генеральным фактором, не обязательно коррелируют между собой. Корреляция отдельных задач с общим интеллектом увеличивается по мере контролируемой тренировки. Многошкальные тесты обладают более высокой валидностью, чем одношкальные.
Феномен отрицательных корреляций В исследовании более 800 одаренных подростков на Московском интеллектуальном марафоне были выявлены отрицательные корреляции между математическими и гуманитарными достижениями, с также математическими достижениями и вербальной креативностью.
Интеллект и психогенетика Основным носителем генетической детерминации является потенциал формирования интеллектуальных систем Чем больше потенциал проявляется в интеллектуальной функции, тем больше оказывается ее генетическая обусловленность Большее проявление потенциала происходит при более длительном и интенсивном взаимодействии со средой
Предсказания Рост наследуемости в течение жизни Большая наследуемость более востребованных средой функций Рост наследуемости при увеличении нагрузки на генеральный фактор Увеличение корреляций между интеллектуальными функциями в течение жизни Левая асимметрия распределения интеллектуальных функций
Компьютерная модель Моделировалось интеллектуальное развитие выборки (100 человек) на протяжении жизни Вначале субъекты имели нормально распределенные потенциалы Во время итераций модели потенциал каждого субъекта мог или 1) развить интеллект 1 (вербальный), или 2) развить интеллект 2 (невербальный), или 3) не развить ни один Наследуемость оценивалась как корреляция интеллектуальной функции в определенный момент времени и потенциала
Изменение h 2 в течение жизни Вербальный IQ Невербальный IQ
Асимметрия распределения
Благодарю за внимание