Сюжетно-ролевые игры в ДОУ с учетом ФГТ. Руководитель ГМО воспитателей ДОУ: Иванова Н.С., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ Д/с 15 «Теремок»
Актуальность Сюжетно- ролевые игры формируют у дошкольников умение обобщать, планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. ФГТ вновь выдвигают игру, как основу организации всех видов деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника.
В сюжетно – ролевой игре воссоздаются социальные отношения между людьми. Дети берут на себя те или иные функции взрослых и в воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. Роль – это частный случай мнимой ситуации (мнимого «Я»). Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства.
Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам: Быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей. Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта. Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия детей.
Создание предметно-развивающей среды. Предметная среда должна развивать детскую игровую деятельность, отвечать ее задачам. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям: Проблемность, состоящая в том, что ребенок действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него часто по ходу деятельности; Обобщенность, т.е. нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность. Сомасштабность элементов игровой среды, позволяющая сочетать ее элементы в любых комбинациях. Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми заданиями.
Взрослый – учитель или партнер Часто, оказавшись случайными свидетелями детской игры, мы вдруг обнаруживаем, какая же каша в голове у ребенка, и нашим естественным порывом бывает все объяснить, растолковать… Все это можно сделать по разному, как убив игру на корню, так и дав ей новые перспективы развития. Существует безусловное правило: если дети играют увлечено – никакое вмешательство не допустимо, все воспитательные воздействия оставляются на потом. Ребенку нужно дать прожить свою жизнь, а не ту, которую взрослый считает «правильной».
Игра – это мир ребенка и он готов принять в свой мир партнера, соучастника, но не критика. Иначе в следующий раз это окошко будет закрытым.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет трудно учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Взрослые должны осознавать, что игра не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития различных компетенций ( как того требуют ФГТ), что позволяет Субъекту достичь желаемого результата.