Педагогический проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру» Татьяна Сергеевна Новичкова педагог-психолог МБДОУ детский сад «Алёнка» Никифоровского района Тамбовской области
Паспорт проекта Тип проекта: практико – ориентированный По количеству участников – групповой; 15 человек Длительность: 1 год Форма представления: презентация Новичкова Т.С.
Гипотеза Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных эталонах цвета будет успешным Новичкова Т.С.
Актуальность проекта *Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимость для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе; *Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов; *Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей; *Дидактические игры – выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей; *Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду. Новичкова Т.С.
Аннотация проекта Проект рассчитан на детей раннего возраста (1 – 3 года); Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры; Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, памяти, мышления Новичкова Т.С.
Цель проекта Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета. Новичкова Т.С.
Задачи проекта Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме; Создать условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета; Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр; Выявить уровень сформировавшихся представлений о сенсорных эталонах; Разработать рекомендации для родителей; Выступить с темой проекта на педсовете; Оценить результаты проделанной работы. Новичкова Т.С.
Противоречие Заключить между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Проблемный вопрос Какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средство формирования представлений о сенсорных эталонах Новичкова Т.С.
Участники проекта Дети раннего возраста Родители Педагог - психолог Новичкова Т.С.
Условия реализации проекта * Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего дошкольного возраста; * Разработка дидактического материала и дидактических игр; * Разработать методические рекомендации для родителей; * Возможность использования проекта педагогами – психологами других ДОУ. Новичкова Т.С.
Дидактические игры Игры-занятия Формы организации работы с детьми Новичкова Т.С.
Этапы и сроки реализации проекта 1 Этап Подготовительный -Знакомство с темой проекта; - Изучение литературы; -Выявление проблемы, цели, задачи; -Создание условий для эффективного использования игр; -Подбор дидактического материала и игр; -Диагностика уровня сформированности представлений о цвете у детей. Сентябрь Новичкова Т.С.
2 этап Основной -Оформление уголка для родителей; - Проведение дидактических игр и занятий; - Игры детей с мягкими модулями; - Проведение дидактических игр с цветными прищепками, пирамидками; -Исследовательская деятельность детей. Октябрь- апрель Новичкова Т.С.
. Диагностика детей Заключительный этап Анализ результатов Презентация Новичкова Т.С.
Анализ уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета Новичкова Т.С.
Анализ результатов проекта В ходе реализации проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр, апробирование дидактических игр; т.о. гипотеза проекта верна и формирование о сенсорных эталонах цвета стало успешным у детей раннего возраста. У детей вырос уровень знаний. Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр, консультации по приобретению дидактических игр. Новичкова Т.С.
Вывод У детей повысился уровень сформированности представления о сенсорных эталонах цвета; Новичкова Т.С.
Обобщение опыта Выступление на педсовете ДОУ ; Публикации на сайтах Новичкова Т.С.
Информационные ресурсы Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук- Ярославль : Академия развития, 1997; Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991; Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.:Просвещение, 1995; Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве - М.: Просвещение, 1996; Запорожец А.В.Формирование восприятия у дошкольников –М.: Просвещение, 1990; Немов Р.С. Психология – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001; Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.: Просвещение, 1985; Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия и цвета, формы, величины у детей раннего возраста.- М.: Просвещение, 1996; Поддъякова Н.Н. Сенсорное восприятие в детском саду – М.: Просвещение, Новичкова Т.С.