Содержание раздела «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении».
Содержание раздела «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении". (в соответствии с ФГТ) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающих личностно ориентированные подходы к осуществлению всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Содержание ежедневной организации жизни и деятельности детей раскрывается через описание: режима дня воспитанников с указанием перечня и продолжительности основных режимных моментов (прием, прогулка, сон, режим питания, непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками, самостоятельная деятельность детей); физкультурно-оздоровительной деятельности с воспитанниками, включая режим организованной двигательной деятельности и комплекс закаливающих мероприятий с учетом сезонной зависимости;
примерной схемы организованной образовательной деятельности, учитывающей возрастную максимально допустимую образовательную нагрузку, время отдыха и удовлетворение потребностей воспитанников в двигательной активности. Основу режима составляет установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, непосредственно образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности детей. Огромное значение имеют условия проведения и содержание каждого из режимных процессов, при планировании которых необходимо руководствоваться действующими СанПиН.
Среди типичных ошибок, допускаемых при составлении режима дня в разных возрастных группах, можно отметить: несоответствие образовательной нагрузки воспитанников требованиям к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах образовательной деятельности, несоблюдение требований к перерывам между занятиями (периодами непрерывной образовательной деятельности), составление расписания непосредственно образовательной деятельности без указания времени ее проведения; отсутствие в режиме дня времени, предусмотренного для занятий по дополнительному образованию, в результате чего данные занятия проводятся во время, отведенное для самостоятельной игровой деятельности или выполнения других режимных моментов; несоответствие расписания образовательной деятельности режиму дня воспитанников.
Типичная ошибка Копирование режима дня пребывания воспитанников из примерной основной общеобразовательной программы Во избежание случайных ошибок при составлении режима дня следует разделять время, отведенное непосредственно на прогулку или сон и подготовку к данным режимным моментам; указывать не общую продолжительность непосредственно образовательной деятельности, а длительность каждого занятия, учитывая 10-минутный перерыв между ними.
При составлении режима дня необходимо руководствоваться действующими СанПиН и учитывать следующее: максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3- 7 лет должна составлять 5,5-6 ч; ежедневная продолжительность прогулки воспитанников должна составлять в совокупности не менее 4-4,5 ч, включая утренний прием детей на улице, а также непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию, проводимую на открытом воздухе; продолжительность дневного сна в зависимости от возрастной группы должна составлять: для детей раннего возраста - 3-3,5 ч, воспитанников остальных возрастных групп - 2-2,5 ч; продолжительность 3-4-часовой самостоятельной деятельности детей, включая самостоятельную игровую деятельность; продолжительность непосредственно образовательной деятельности воспитанников в зависимости от возрастной группы дошкольного возраста, включая требования к продолжительности занятий в первой и второй половине дня;
максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки; соотношение непосредственно образовательной деятельности физкультурно-оздоровительного и эстетического циклов; соблюдение перерывов между периодами непрерывной образовательной деятельности; требования к организации физического воспитания детей дошкольного возраста (к объему двигательной активности и рациональности двигательного режима, организации непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию (количество и место проведения), системе закаливающих мероприятий); требования к организации дополнительного образования воспитанников.