Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 119 «Система работы по подготовке ребенка к обучению в школе через развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Митенина Наталия Вадимовна, ст.воспитатель Митякова Наталья Петровна воспитатель логопедической группы, 2 квалификационной категории Мурманск 2012
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский
Цель: Создание оптимальных условий для развития графомоторных навыков у старших дошкольников. Объект: Процесс подготовки старших дошкольников к школе. Предмет: Уровень развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: коррекция общей и мелкой моторики; развитие координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму; воспитание выдержки и усидчивости; развитие пространственной ориентировки, чувства ритма; развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания; развитие умения согласовывать слова и жесты.
Средний показатель развития графомоторных навыков у старших дошкольников на начало учебного года:
Методы и приемы работы с детьми: Самомассаж кистей и пальцев рук; Пальчиковая гимнастика; Графические упражнения, диктанты; Работа с детьми по развитию пальцев рук с использованием предметов; Сюжетно-тематическая НОД по продуктивной деятельности (аппликации, конструированию, рисованию и лепке).
Они способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
Пальчиковая гимнастика Показ при помощи рук различных изображений.
Выкладывание фигур из палочек, пуговиц, складывание пазлов, мазаика. Работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов
Сматывание шерстяной пряжи в клубки. Ниткопись – выкладывание шерстяной нити по контору какого - либо изображения.
Игры с песком (рисование пальчиком, выкладывание узоров из камушков на песке).
конструирование из мелкого конструктора; выгибание из проволоки различных форм; работа с палочками Кюизенера.
Пластилинография. Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов.
Графические упражнения, диктанты. Цель: укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук, совершенствование зрительно- двигательной координации и ориентировки в пространстве, развитие произвольного внимания, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Обведи и раскрась; Обведи фигуры по точкам не отрывая карандаш; Копирование изображения по клеточкам; Штриховка изображений в заданных направлениях; Графический диктант. Упражнения
Способствуют развитию речи, познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук. При обучении детей рисованию использую методику рисования по алгоритмическим схемам. Алгоритмы позволяют выделить основные, характерные детали предмета и показать, как их можно передать на бумаге Сюжетно-тематическая НОД по продуктивным видам деятельности (аппликации, конструированию, рисованию и лепке)
Безопасность Познание Социализация Художественное творчество и труд Чтение художественной литературы Коммуникация Физическая культура Интегративный подход
Взаимодействие с родителями Досуговый блок Наглядно- информационный блок Познавательный блок Информационно- аналитический блок Опрос родителей; Анкетирование; Интервьюирование «Почтовый ящик» Тематические выставки; Информационные стенды; Дни открытых дверей; Открытый просмотр занятий; Выпуск газет; Организация мини-библиотек; Родительский практикум; Педагогическая гостиная; Круглый стол; Тематические консультации; Устный журнал Участие в конкурсах и выставках
Средний показатель развития графомоторных навыков у старших дошкольников на конец учебный год
способствуют эмоциональному, психофизическому развитию детей; развивают мелкую моторику и графические навыки; имеют неоценимое значение для детей с недостаточной координацией кистей и пальцев; формируют и совершенствуют коммуникативные способности, творчество, мышление. Развитие графомоторных навыков имеет значительную роль при подготовке детей к школе.