Певзнер Мария Семёновна (14 апреля августа 1989)14 апреля19013 августа1989 Советский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог.ученый дефектолог
Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.). Получила образование на медицинском факультете Московского государственного университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925).14 апреля1901СенноМосковского государственного университета
Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно- исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей- психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г., посвященном изучению поведения человека, где Мария Семеновна знакомится с выдающимся ученым-психологом Л. С. Выготским, который высоко оценил ее научный доклад по патологии поведения у детей, перенесших энцефалит, и предложил ей сотрудничество. В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Психопатические состояния в детском возрасте».СаратовеЛенинграде1929Л. С. Выготским1938 году
С 1960 по 1972 г. М. С. Певзнер заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление генетическое изучение аномальных детей. Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки клиническая дефектология. Ее книга «Дети-олигофрены» (1959) была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. И другие работы М. С. Певзнер неоднократно издавались за рубежом. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов, в частности дети с задержкой психического развития. М. С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. С 1973 г. она была переведена на должность профессора-консультанта, где работала по 1989 г., и, по-прежнему, продолжала активную научно- исследовательскую и педагогическую деятельность. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности слепоглухих. дефектология1959
Совместно с сотрудниками института М. С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого- педагогической диагностики аномалий развития у детей. Певзнер М. С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т. д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянно вспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей, в их делах.