Высокотехнологичная медицинская помощь как стратегический ресурс системы здравоохранения Руководитель Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию Директор Института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГУ РКНПК Член-корр. РАН, Академик РАМН Ю.Н. Беленков 4 декабря 2007г.
Ожидаемая продолжительность жизни в Европе РФ Исландия 81,2 лет Швейцария 80,8 лет Испания 80,4 лет Швеция 80,1 лет Италия … Турция 68,7 лет Молдова 68,6 лет Украина 67,7 лет Казахстан 66,2 лет Российская Федерация 65,4 лет Продолжительность жизни Источник: Cardiovascular Disease in Europe 2006
«Уважаемые друзья! Приоритетные национальные проекты, которые реализует сейчас наша страна, касаются каждого из нас, жителей России. Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство – эти сферы определило государство как первоочередные для того, чтобы каждодневная жизнь россиян улучшилась. Нам важно, чтобы каждый гражданин нашей страны знал, что и как делается для их реализации…» Первый Вице-Премьер Правительства РФ Председатель президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Дмитрий Анатольевич Медведев с официального сайта Приоритетных национальных проектов Российской Федерации
повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи усиление профилактической направленности здравоохранения расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи Основные направления реализации национального проекта «ЗДОРОВЬЕ»
2004 г. – чел г. – чел г. – человека получили МП, основанную на ВТ 1 полугодие 2007 г. – квота, из которых – для детей Анализ ВМП выявил 4 наиболее востребованных профиля заболеваний: онкология – квот (26,3%, т.е. более 1/4 всего объема) офтальмология квот (около 20%) сердечно-сосудистая хирургия – квота травматология и ортопедия – квот Суммарно эти 4 профиля занимают свыше 70% от всего объема ВМП, в то время как на остальные 16 профилей приходится менее 30% Уровень и объемы оказания ВМП медицинскими учреждениями Росздрава
Всего было пролечено по Российской Федерации больных, из них: За счет средств приоритетного национального проекта больных В счет сметного финансирования ФМУ больных Среди пролеченных: жителей Российской Федерации человек жителей Байконура – 32 человека жителей Содружества Независимых Государств – 79 человек Итоги оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 2006 году
Исполнение государственного задания на оказание ВМП в разрезе федеральных округов в 2006 году
Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи
построить новые центры высоких медицинских технологий в ряде субъектов РФ, включая Сибирь и Дальний Восток провести модернизацию и повысить эффективность работы уже существующих федеральных специализированных медицинских учреждений совершенствовать организацию предоставления высокотехнологичной медицинской помощи гражданам (перевод ФСМУ на государственный заказ, введение «листа учета», разработка стандартов ВМП) Первоочередные задачи российского здравоохранения в области оказания ВМП
Плановое количество больных, которым будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь – человек Объем финансовых средств – 17,5 млрд. рублей на основе государственного задания по оказанию ВМП Всего медицинских учреждений, оказывающих ВМП – 146, в том числе: федеральных медицинских учреждений – 93 федеральных медицинских учреждений – 93 медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – 53 медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – 53 Высокотехнологичная медицинская помощь в 2007 году
41 учреждение науки 23 учреждения образования, здравоохранения, науки 8 учреждений здравоохранения 21 учреждение науки 53 учреждения здравоохранения, из них 44 субъектов РФ и 9 муниципальных РОСМЕДТЕХНОЛОГИИ РОСЗДРАВ ФМБА России РАМН Субъекты РФ и муниципальные образования Исполнители государственного задания по ВМП в 2007 году
Объемы финансирования ВМП за счет средств федерального бюджета в гг.
Распределение финансовых средств федерального бюджета на оказание ВМП во кварталах 2007 г.
Высокотехнологичная медицинская помощь Объемы всё ещё не сбалансированы с потребностями населения (сроки ожидания плановых кардиологических операций в ряде субъектов превышают лет) Различный уровень обеспеченности дорогостоящим оборудованием и наличия высокотехнологичных центров между субъектами РФ Неэффективное использование высокотехнологичного оборудования Значительная нехватка кадров, владеющих навыками оказания высокотехнологичной помощи Проблемы российского здравоохранения
1. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г.Астрахань 2. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г.Чебоксары 3. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г.Пенза 4. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г.Краснодар 5. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г.Пермь 6. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г.Красноярск 7. Федеральный центр нейрохирургии, г.Тюмень 8. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г.Барнаул 9. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г.Владивосток 10. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г.Калининград 11. Федеральный центр нейрохирургии, г.Новосибирск 12. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, г.Смоленск 13. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г.Хабаровск 14. Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, г.Челябинск Перечень федеральных центров высоких медицинских технологий, строительство которых финансируется за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на гг. 1-я очередь 2-я очередь
Обязательства субъектов РФ по финансированию строительства нулевого цикла ФЦВТ (по состоянию на г.) Субъект РФ Запланир. средства В том числе на 2006 г. В том числе на 2007 г. Направлено средств Освоено Пенза529,1444,38484,76335,93295,15 Астрахань336,3027,99308,31304,92290,50 Чебоксары205,00132,0073,00205,00 В млн. рублей
Обязательства Российской Федерации по финансированию строительства наземной части ФЦВТ (по состоянию на г.) Субъект РФ Предусмотрено средств Контракт. стоимость объекта Перечислено % от суммы В т.ч. в 2006г. В т.ч. в 2007г. Пенза2 170, , ,0772,28%560,46971,61 Астрахань2 152, , ,7454,00%560,46575,28 Чебоксары2 050, ,13613,0631,50%560,4652,6 В млн. рублей
Основные характеристики федеральных центров высоких технологий, вводимых в 2007 году (по состоянию на г.) Субъект РФ Мощность учреждения Штатная численность, чел. Финансирование (годовое), млн. руб. Количество коек Количество посещений (поликлиническое отделение) Пенза ,52 Астрахань ,52 Чебоксары ,52
Возведение наземной части федеральных центров высоких медицинских технологий (по состоянию на г.) Субъект РФ Изготовлено модулей, шт. Доставлено модулей, шт. Смонтировано модулей, шт. Пенза327 Астрахань Чебоксары
Информация по строительству других 4 федеральных центров первой очереди (по состоянию на г.) Субъект РФ Срок сдачи объекта Выполнение работ по строительству нулевого цикла Передача строительной площадки Работы по инженерному обеспечению Краснодар % % Красноярск % % Хабаровск % % Тюмень % %
Подготовка кадров для центров высоких медицинских технологий ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННО- ТРЕНАЖЕРНЫЙ БЛОК Библиотека Компьютерно образовательный класс Тренажерный зал ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК Направления обучения: Высокие технологии в медицине Управление в здравоохранении АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК Анализ работы центров; составление рейтингов; высоких технологий Подготовка аналитических материалов МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК Разработка программ в соответствии с международными стандартами
1. Разработать стратегию развития здравоохранения на ближайшие 10 лет с целями по улучшению здоровья населения, мероприятиями и показателями по их достижению 1. Совершенствовать законодательную базу, регулирующую систему здравоохранения, приняв ряд новых федеральных законов: о здравоохранении о защите прав пациента о страховании профессиональной ответственности врача о выведении службы патологоанатомической экспертизы из системы здравоохранения об обязательном медицинском страховании 2. Поэтапно за 5 лет увеличить государственное финансирование здравоохранения до 6 – 7% ВВП 3. Заново создать методологическую вертикаль управления здравоохранением через головные клинические НИИ и специализированные экспертные советы Необходимые шаги по совершенствованию системы здравоохранения
Благодарю за внимание