Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России Барон Юрий Лазаревич Москва, декабрь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Advertisements

Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ на период до 2035 года 21 апреля 2014 г. Москва.
Министр энергетики Российской Федерации Шматко Сергей Иванович Москва, август 2009 г. О проекте Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Генеральный директор Института энергетической стратегии д.т.н., проф. БУШУЕВ В.В. Место ТЭК в будущей экономике России VII Ежегодный Форум крупного бизнеса.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 10 ноября, 2009 г. Роль и место энергоэффективности.
Глобализация и устойчивое развитие ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОСНОВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ в нефтегазовом комплексе Алексей ГРОМОВ, заместитель.
Энергетическая стратегия России (ЭС-2030) д.т.н., проф. Бушуев В.В. (ГУ ИЭС) Москва ( предварительные материалы)
Восточный вектор в Энергетической стратегии России на период до 2030 года Институт энергетической стратегии Заместитель генерального директора по науке.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Март 2008, Москва МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗРАБОТКЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Заместитель.
Перспективы развития энергетики Украины до 2030 года
Вторая Международная Энергетическая Неделя Московский Энергетический Диалог Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России на период до.
ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ Д.т.н., проф. А.В. Котельников (ОАО «ВНИИЖТ»)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Транксрипт:

Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России Барон Юрий Лазаревич Москва, декабрь 2009 г. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: методология, ожидаемые результаты, система реализации

Цель и принципы государственной энергетической политики 1 Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций Принципы: последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики заинтересованность в создании сильных и устойчиво развивающихся энергетических компаний, достойно представляющих Россию на внешних рынках, и способствующих успешному функционированию конкурентных внутренних рынков обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере

Главные внутренние и внешние вызовы 2 Внутренний вызов: Необходимость выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках намеченного перехода на инновационный путь развития экономики и его последующей реализации. Содержание данного вызова определяется представленными в утвержденной Концепции долгосрочного развития приоритетами и ориентирами социально-экономического развития страны, их пролонгацией на период до 2030 года, а также системообразующим значением энергетического сектора в российской экономике Внешний вызов: Необходимость преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, и надежного обеспечения энергетическим сектором страны требуемого вклада в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе

Мониторинг реализации ЭС Показатели 2008 г. Отношение фактических и прогнозных значений, % Прогноз ЭС-2020 Факт Рост ВВП, % к 2000 г.148,4165,1111,2 Среднегодовая мировая цена нефти («Юралс»), дол./бар. 24,094,6 394,1 Среднегодовая контрактная цена газа, дол./тыс. м 3 120,0353,7 294,8 Объем добычи и производства первичных ТЭР, млн т у.т. 1747,01797,8102,9 Объем потребления первичных ТЭР, млн т у.т.1043,0990,996,0 Объем потребления электроэнергии, млрд кВт.ч980,01019,6104,0 Объем экспорта ТЭР всего, млн т у.т.805,0882,7109,6 Несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от прогнозировавшихся, российский ТЭК развивался в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в ЭС-2020

Базовые прогнозные гипотезы социально-экономического развития Гипотеза I К концу первого этапа реализации ЭС-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно, гг.) начнет осуществляться выход на предусматривавшиеся КДР темпы социально-экономического развития Гипотеза II За счет более ускоренного развития в посткризисный период будет обеспечен к концу второго этапа реализации ЭС-2030 (ориентировочно, гг.) выход на предусматривавшиеся КДР уровни социально-экономического развития 4 В рамках ЭС-2030 задаются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в заданном (базовом) прогнозном поле

Целевые ориентиры системы связей и взаимодействия экономики и энергетики Целевой ориентир 2005 г. (факт) 2030 г. Изменение, % Доля ТЭК в ВВП30%18%- 12% Доля экспорта ТЭР в ВВП19%5%- 14% Доля ТЭР в экспорте61%34%- 27% Доля капиталовложений в ВВП 27%11%- 16% Удельная энергоемкость ВВП100%43%- 57% Удельная электроемкость ВВП 100%59%- 41% 5

Характеристика разброса сценариев (на примере производства и потребления электроэнергии) 6 Риски выхода сценариев за пределы базового прогнозного поля учитываются через возможные сдвиги сроков окончания первого и второго этапов реализации ЭС год 2 года 1 год 2 года

Этапы реализации ЭС Первый этап (до гг.) скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике, создание необходимых условий и снятие ограничений для ускоренного посткризисного развития использование экономического кризиса для качественного обновления и модернизации ТЭК Второй этап (до гг.) общее повышение энергоэффективности экономики и энергетики, инновационное обновление отраслей ТЭК ускоренная реализация энергетических проектов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, п-ове Ямал и на шельфе арктических морей Третий этап (до 2030 г.) высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов; постепенный переход к энергетике будущего

Место ЭС-2030 в системе стратегических и программных документов 8 Реализация ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках утвержденных программных документов

Структурная схема построения государственной энергетической политики 9 Недропользование и управление государственным фондом недр Развитие внутренних энергетических рынков Формирование рационального ТЭБ Социальная политика в энергетическом секторе Региональная энергетическая политика Внешняя энергетическая политика Научно-техническая и инновационная политика Перспективные нормы и регламенты Благоприятная экономическая среда Стратегические инициативы Управление госсобственностью Энергетическая безопасность Энергетическая эффективность экономики Экономическая эффективность энергетики Экологическая безопасность энергетики МЕХАНИЗМЫ ПОЛИТИКИ Перспективное состояние энергетического сектора Динамика достижения стратегических ориентиров 1 этап2 этап3 этап

Ожидаемые результаты реализации ЭС )Гарантированная энергетическая безопасность России и ее регионов 2)Полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической безопасности, в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок 3)Снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового сектора с уменьшением доли ТЭК в структуре ВВП с 30 до 18% 4)Снижение удельной энергоемкости ВВП не менее чем в 2,3 раза 5)Оптимизация структуры топливно-энергетического баланса страны со снижением доли газа в структуре внутреннего потребления ТЭР с 52 до 46-47% и увеличением доли нетопливной энергетики с 11 до 13-14% 6)Энергетическое освоение новых регионов 7)Развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества 8) Рост финансово-экономической устойчивости и бюджетной эффективности хозяйствующих субъектов ТЭК, достижение их стабильной инвестиционной обеспеченности 9)Инновационное обновление производственных фондов и энергетической инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических технологий 10)Экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования ТЭК с ограничением выбросов парниковых газов (к 2030 году на уровне не более % от 1990 г.) за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности

Производство и потребление первичных топливно-энергетических ресурсов 11

Структура производства и потребления первичных энергоресурсов 12 ПроизводствоПотребление

Внешняя энергетическая политика – индикаторы реализации 13 Первый этапВторой этапТретий этап Отражение национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков Преодоление негативных последствий мирового экономического кризиса и снижение рисков на рынке энергоносителей Формирование эффективной многосторонней рамочной системы правового регулирования отношений в сфере энергетики Создание действующей системы правовых инструментов, обеспечивающих баланс интересов стран-экспортеров, импортеров и транзитеров ТЭР Диверсификация экспортных энергетических рынков Увеличение доли стран АТР в структуре российского экспорта ТЭР до 16-17% Увеличение объемов российского экспорта газа в страны Европы Увеличение доли стран АТР в структуре российского экспорта ТЭР до 21-22% Сохранение объемов российского экспорта ТЭР в Европу Увеличение доли стран АТР в структуре российского экспорта ТЭР до 26-27% Сохранение объемов российского экспорта ТЭР в Европу Диверсификация товарной структуры экспорта Доля СПГ в экспорте газа – 4-5%. Доля первичных ТЭР в экспорте продукции ТЭК – не выше 85%. Доля СПГ в экспорте газа – 10-11% Доля первичных ТЭР в экспорте продукции ТЭК – не выше 80% Доля СПГ в экспорте газа % Доля первичных ТЭР в экспорте продукции ТЭК – не выше 70% Обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов Снижение рисков транзита и транспортировки российских энергоносителей на экспортные рынки Устойчивый долгосрочный спрос на российские энергоресурсы Создание системы мониторинга темпов развития и диверсификации производства ТЭР Стабильные и благоприятные условия для экспорта продукции российского ТЭК Укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом Стабильное присутствие одной российской компании энергетического сектора в первой тройке ведущих мировых энергетических компаний и в первой пятерке мировых компаний в целом, и двух российских компаний в первой десятке обоих рейтингов Укрепление позиций российской атомной энергетики на мировых рынках атомной электрогенерации, реакторостроения, фабрикации топлива, добычи природного урана, конверсии, обогащения Обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях) Доля прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в ТЭК – не менее 5% Доля прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в ТЭК – не менее 8% Доля прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в ТЭК – не менее 12% Достижение рациональных объемов добычи и воспроизводства запасов нефти и газа на шельфе и в других особо сложных условиях Масштабное участие российских компаний в реализации зарубежных проектов

Экспорт топливно-энергетических ресурсов 14

Стратегическая инициатива развития нетопливной энергетики 15 В 2030г. объем производства электроэнергии на базе новых возобновляемых источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) составит не менее млрд. кВт.ч, т.е. вырастет более чем на порядок

Индикаторы стратегического развития нефтяного комплекса Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Эффективность недропользования Коэффициент извлечения нефти (КИН) Добыча нефти Доля Восточной Сибири и Дальнего Востока в добыче нефти, % Транспортировка нефти Прирост мощности магистральных трубопроводов для поставок нефти в дальнее зарубежье, % к 2005 г Нефтепереработка Глубина переработки нефти Выход светлых нефтепродуктов Индекс комплексности Нельсона4,36,06,58,5 Душевое потребление нефтепродуктов, т/чел 0,51,01,1-1,31,3-1,6 Экспорт нефти и нефтепродуктов Доля восточного направления в общем объеме экспорта нефти и нефтепродуктов, %

Прогнозная оценка развития нефтяного комплекса 17 Структура и объемы добычи нефти Объемы экспорта нефти и товарных нефтепродуктов Объемы и глубина переработки нефти

Индикаторы стратегического развития газовой промышленности 18 Индикаторы/направления 2008 г. факт 1 этап2 этап3 этап Добыча газа Доля новых районов в суммарных объемах добычи, %, в т.ч Ямал Восточная Сибирь и Дальний Восток Доля независимых производителей газа и ВИНК в суммарных объемах добычи, % Транспортировка газа Рост протяженности магистральных газопроводов, % к уровню 2005 г Доля реконструированных действующих газопроводов, % от общей протяженности ЕСГ Экспорт газа Доля стран АТР в структуре экспорта, % Доля СПГ в структуре экспорта, %

Прогнозная оценка развития газовой промышленности 19 Структура и объемы добычи газаОбъемы экспорта газа (с учетом транзита)

Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Добыча и транспортировка угля Удельный вес вновь вводимых мощностей по добыче в общем объеме добычи угля, % Доля Восточных регионов страны (Канско-Ачинский б-н, Восточная Сибирь, Дальний Восток) в общем объеме добычи угля, % Объем мощностей угольных терминалов морских портов, % к уровню 2005 г Переработка угля Охват обогащением каменных энергетических углей, % Калорийный эквивалент потребляемого на внутреннем рынке угольного топлива0,620,650,700,75 Научно-технический прогресс и инновации Удельный вес прогрессивных технологий добычи в общем объеме добычи угля: - подземный способ («шахта-лава») открытый способ (поточная и поточно-цикличная) Доля угля, используемая для получения продуктов глубокой переработки угля, от общего объема добычи угля, % 0,0 1,55-8 Экономическая эффективность угольной промышленности Прирост добычи на одного занятого в отрасли, % к уровню 2005 г Темпы роста нагрузки на очистной забой, % к уровню 2005 г Экологическая эффективность угольной промышленности Уровень рекультивации земель от годового нарушения, % Уровень сброса загрязненных сточных вод относительно общего сброса, % Коэффициент водооборота0,70,730,8-0,850,9-0,95 Индикаторы стратегического развития угольной промышленности 20

Прогнозная оценка развития угольной промышленности 21 Структура и объемы добычи угля Объемы экспорта угля Переработка угля

Индикаторы стратегического развития электроэнергетики 22 Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Производство электроэнергии Доля нетопливных источников энергии в структуре производства электроэнергии, % 32,5не менее 34не менее 35не менее 38 Топливообеспечение тепловых электростанций Доля газа в структуре топливообеспечения, % 70, Доля угля в структуре топливообеспечения, % Энергетическая безопасность и надежность электроснабжения Вероятность бездефицитной работы энергосистем России 0,996не менее 0,9990не менее 0,9991не менее 0,9997 Эффективность электроэнергетики КПД угольных ЭС, %34не менее 35не менее 38не менее 41 КПД газовых ЭС, %38не менее 45не менее 50не менее 53 КПД атомных ЭС, %32не менее 32не менее 34не менее 36 Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии от ТЭС, г у.т./кВтч (% к уровню 2005 г.) 333 (99%) не более 315 (94%) не более 300 (90%) не более 270 (81%) Потери в электрических сетях, % от отпуска электроэнергии в сеть 13не более 12не более 10не более 8

Прогнозная оценка развития электроэнергетики 23 Производство электроэнергииУстановленная мощность электростанций

Индикаторы стратегического развития теплоснабжения 24 Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Энергетическая безопасность и надежность теплоснабжения Частота отключений теплоснабжения, 1 /год 0,27не более 0,25не более 0,20не более 0,15 Частота нарушений теплоснабжения по вине источников, 1 /(источникгод) 0,06не более 0,05не более 0,03не более 0,01 Обновление тепловых сетей, % от общей протяженности сетей 2%не менее 10%не менее 40%не менее 90% Инновационное развитие теплоснабжения Доля систем, оснащенных новыми высокоэффективными технологиями эксплуатации, % 10%не менее 40%не менее 80%100% Эффективность теплоснабжения Коэффициент полезного использования тепла топлива на ТЭЦ, % к 2005 г. 5%не менее 15 %не менее 40 %не менее 50% Средний удельный расход топлива в котельных, % к 2005 г. 99%не более 98%не более 94%не более 90% Повышение энергоэффективности зданий, % к 2005 г. 5%не менее 10%не менее 30%не менее 50% Уровень тепловых потерь, % от общего производства тепла 19%не более 16%не более 13%не более 8-10%

Прогнозная оценка развития теплоснабжения 25

Инвестиции в развитие ТЭК и энергоснабжение 26

Система реализации ЭС )Принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положений ЭС-2030, с последующей их систематизацией в рамках Энергетического кодекса России 2) Включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию Энергетической стратегии 3) Обеспечение учета основных положений ЭС-2030 при разработке корпоративных и региональных стратегических документов и формировании инвестиционных планов и программ в сфере энергетики 4) Совершенствование системы показателей результативности государственной энергетической политики 5) Формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга Энергетической стратегии с использованием государственных информационных ресурсов, привлечением различных общественно-политических структур и объединений, представителей законодательной власти, средств массовой информации, научных центров и институтов 6) Своевременное выявление и системный анализ происходящих изменений в целях предупреждения и преодоления негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность страны Доклад о ходе реализации Энергетической стратегии ежегодно представляется в Правительство Российской Федерации Доработка и уточнение Энергетической стратегии осуществляются не реже одного раза в 5 лет с одновременной пролонгацией ее временного горизонта

Мониторинг мероприятий государственной энергетической политики… 28 повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий; стимулирование привлечения частных инвестиций для осуществления геолого- разведочных работ и недропользования; стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения углеводородного сырья из недр; развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования; совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках; создание и развитие российских систем биржевой торговли всеми видами топливно- энергетических ресурсов; формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках; снижение доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов и увеличение доли нетопливной энергетики в структуре топливно-энергетического баланса; рационализация экспорта и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов; стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления энергоносителей с высокой добавленной стоимостью; совершенствование взаимодействия федеральных и региональных властей в энергетической сфере;

…Мониторинг мероприятий государственной энергетической политики 29 государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры; стимулирование комплексного развития региональной энергетики; создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики; обеспечение надежного энергоснабжения населения страны по социально доступным ценам; расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса и общества при решении проблем развития энергетического сектора; развитие и повышение эффективности использования человеческого потенциала энергетического сектора; отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков; диверсификация экспортных энергетических рынков; диверсификация товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости; обеспечение стабильных условий на экспортных рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов; укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом; обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в арктических условиях).

Ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о ходе реализации ЭС обеспечение достижения главных стратегических ориентиров - энергетической безопасности, энергетической эффективности, бюджетной эффективности и экологической безопасности энергетики выполнение основных групп предусмотренных настоящей Стратегией мероприятий государственной энергетической политики обеспечение достижения стратегических ориентиров развития отраслей топливно-энергетического комплекса