Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России Барон Юрий Лазаревич Москва, декабрь 2009 г. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: методология, ожидаемые результаты, система реализации
Цель и принципы государственной энергетической политики 1 Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций Принципы: последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики заинтересованность в создании сильных и устойчиво развивающихся энергетических компаний, достойно представляющих Россию на внешних рынках, и способствующих успешному функционированию конкурентных внутренних рынков обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере
Главные внутренние и внешние вызовы 2 Внутренний вызов: Необходимость выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках намеченного перехода на инновационный путь развития экономики и его последующей реализации. Содержание данного вызова определяется представленными в утвержденной Концепции долгосрочного развития приоритетами и ориентирами социально-экономического развития страны, их пролонгацией на период до 2030 года, а также системообразующим значением энергетического сектора в российской экономике Внешний вызов: Необходимость преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, и надежного обеспечения энергетическим сектором страны требуемого вклада в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе
Мониторинг реализации ЭС Показатели 2008 г. Отношение фактических и прогнозных значений, % Прогноз ЭС-2020 Факт Рост ВВП, % к 2000 г.148,4165,1111,2 Среднегодовая мировая цена нефти («Юралс»), дол./бар. 24,094,6 394,1 Среднегодовая контрактная цена газа, дол./тыс. м 3 120,0353,7 294,8 Объем добычи и производства первичных ТЭР, млн т у.т. 1747,01797,8102,9 Объем потребления первичных ТЭР, млн т у.т.1043,0990,996,0 Объем потребления электроэнергии, млрд кВт.ч980,01019,6104,0 Объем экспорта ТЭР всего, млн т у.т.805,0882,7109,6 Несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от прогнозировавшихся, российский ТЭК развивался в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в ЭС-2020
Базовые прогнозные гипотезы социально-экономического развития Гипотеза I К концу первого этапа реализации ЭС-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно, гг.) начнет осуществляться выход на предусматривавшиеся КДР темпы социально-экономического развития Гипотеза II За счет более ускоренного развития в посткризисный период будет обеспечен к концу второго этапа реализации ЭС-2030 (ориентировочно, гг.) выход на предусматривавшиеся КДР уровни социально-экономического развития 4 В рамках ЭС-2030 задаются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в заданном (базовом) прогнозном поле
Целевые ориентиры системы связей и взаимодействия экономики и энергетики Целевой ориентир 2005 г. (факт) 2030 г. Изменение, % Доля ТЭК в ВВП30%18%- 12% Доля экспорта ТЭР в ВВП19%5%- 14% Доля ТЭР в экспорте61%34%- 27% Доля капиталовложений в ВВП 27%11%- 16% Удельная энергоемкость ВВП100%43%- 57% Удельная электроемкость ВВП 100%59%- 41% 5
Характеристика разброса сценариев (на примере производства и потребления электроэнергии) 6 Риски выхода сценариев за пределы базового прогнозного поля учитываются через возможные сдвиги сроков окончания первого и второго этапов реализации ЭС год 2 года 1 год 2 года
Этапы реализации ЭС Первый этап (до гг.) скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике, создание необходимых условий и снятие ограничений для ускоренного посткризисного развития использование экономического кризиса для качественного обновления и модернизации ТЭК Второй этап (до гг.) общее повышение энергоэффективности экономики и энергетики, инновационное обновление отраслей ТЭК ускоренная реализация энергетических проектов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, п-ове Ямал и на шельфе арктических морей Третий этап (до 2030 г.) высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов; постепенный переход к энергетике будущего
Место ЭС-2030 в системе стратегических и программных документов 8 Реализация ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках утвержденных программных документов
Структурная схема построения государственной энергетической политики 9 Недропользование и управление государственным фондом недр Развитие внутренних энергетических рынков Формирование рационального ТЭБ Социальная политика в энергетическом секторе Региональная энергетическая политика Внешняя энергетическая политика Научно-техническая и инновационная политика Перспективные нормы и регламенты Благоприятная экономическая среда Стратегические инициативы Управление госсобственностью Энергетическая безопасность Энергетическая эффективность экономики Экономическая эффективность энергетики Экологическая безопасность энергетики МЕХАНИЗМЫ ПОЛИТИКИ Перспективное состояние энергетического сектора Динамика достижения стратегических ориентиров 1 этап2 этап3 этап
Ожидаемые результаты реализации ЭС )Гарантированная энергетическая безопасность России и ее регионов 2)Полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической безопасности, в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок 3)Снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового сектора с уменьшением доли ТЭК в структуре ВВП с 30 до 18% 4)Снижение удельной энергоемкости ВВП не менее чем в 2,3 раза 5)Оптимизация структуры топливно-энергетического баланса страны со снижением доли газа в структуре внутреннего потребления ТЭР с 52 до 46-47% и увеличением доли нетопливной энергетики с 11 до 13-14% 6)Энергетическое освоение новых регионов 7)Развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества 8) Рост финансово-экономической устойчивости и бюджетной эффективности хозяйствующих субъектов ТЭК, достижение их стабильной инвестиционной обеспеченности 9)Инновационное обновление производственных фондов и энергетической инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических технологий 10)Экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования ТЭК с ограничением выбросов парниковых газов (к 2030 году на уровне не более % от 1990 г.) за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности
Производство и потребление первичных топливно-энергетических ресурсов 11
Структура производства и потребления первичных энергоресурсов 12 ПроизводствоПотребление
Внешняя энергетическая политика – индикаторы реализации 13 Первый этапВторой этапТретий этап Отражение национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков Преодоление негативных последствий мирового экономического кризиса и снижение рисков на рынке энергоносителей Формирование эффективной многосторонней рамочной системы правового регулирования отношений в сфере энергетики Создание действующей системы правовых инструментов, обеспечивающих баланс интересов стран-экспортеров, импортеров и транзитеров ТЭР Диверсификация экспортных энергетических рынков Увеличение доли стран АТР в структуре российского экспорта ТЭР до 16-17% Увеличение объемов российского экспорта газа в страны Европы Увеличение доли стран АТР в структуре российского экспорта ТЭР до 21-22% Сохранение объемов российского экспорта ТЭР в Европу Увеличение доли стран АТР в структуре российского экспорта ТЭР до 26-27% Сохранение объемов российского экспорта ТЭР в Европу Диверсификация товарной структуры экспорта Доля СПГ в экспорте газа – 4-5%. Доля первичных ТЭР в экспорте продукции ТЭК – не выше 85%. Доля СПГ в экспорте газа – 10-11% Доля первичных ТЭР в экспорте продукции ТЭК – не выше 80% Доля СПГ в экспорте газа % Доля первичных ТЭР в экспорте продукции ТЭК – не выше 70% Обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов Снижение рисков транзита и транспортировки российских энергоносителей на экспортные рынки Устойчивый долгосрочный спрос на российские энергоресурсы Создание системы мониторинга темпов развития и диверсификации производства ТЭР Стабильные и благоприятные условия для экспорта продукции российского ТЭК Укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом Стабильное присутствие одной российской компании энергетического сектора в первой тройке ведущих мировых энергетических компаний и в первой пятерке мировых компаний в целом, и двух российских компаний в первой десятке обоих рейтингов Укрепление позиций российской атомной энергетики на мировых рынках атомной электрогенерации, реакторостроения, фабрикации топлива, добычи природного урана, конверсии, обогащения Обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях) Доля прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в ТЭК – не менее 5% Доля прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в ТЭК – не менее 8% Доля прямых зарубежных инвестиций в общей структуре инвестиций в ТЭК – не менее 12% Достижение рациональных объемов добычи и воспроизводства запасов нефти и газа на шельфе и в других особо сложных условиях Масштабное участие российских компаний в реализации зарубежных проектов
Экспорт топливно-энергетических ресурсов 14
Стратегическая инициатива развития нетопливной энергетики 15 В 2030г. объем производства электроэнергии на базе новых возобновляемых источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) составит не менее млрд. кВт.ч, т.е. вырастет более чем на порядок
Индикаторы стратегического развития нефтяного комплекса Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Эффективность недропользования Коэффициент извлечения нефти (КИН) Добыча нефти Доля Восточной Сибири и Дальнего Востока в добыче нефти, % Транспортировка нефти Прирост мощности магистральных трубопроводов для поставок нефти в дальнее зарубежье, % к 2005 г Нефтепереработка Глубина переработки нефти Выход светлых нефтепродуктов Индекс комплексности Нельсона4,36,06,58,5 Душевое потребление нефтепродуктов, т/чел 0,51,01,1-1,31,3-1,6 Экспорт нефти и нефтепродуктов Доля восточного направления в общем объеме экспорта нефти и нефтепродуктов, %
Прогнозная оценка развития нефтяного комплекса 17 Структура и объемы добычи нефти Объемы экспорта нефти и товарных нефтепродуктов Объемы и глубина переработки нефти
Индикаторы стратегического развития газовой промышленности 18 Индикаторы/направления 2008 г. факт 1 этап2 этап3 этап Добыча газа Доля новых районов в суммарных объемах добычи, %, в т.ч Ямал Восточная Сибирь и Дальний Восток Доля независимых производителей газа и ВИНК в суммарных объемах добычи, % Транспортировка газа Рост протяженности магистральных газопроводов, % к уровню 2005 г Доля реконструированных действующих газопроводов, % от общей протяженности ЕСГ Экспорт газа Доля стран АТР в структуре экспорта, % Доля СПГ в структуре экспорта, %
Прогнозная оценка развития газовой промышленности 19 Структура и объемы добычи газаОбъемы экспорта газа (с учетом транзита)
Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Добыча и транспортировка угля Удельный вес вновь вводимых мощностей по добыче в общем объеме добычи угля, % Доля Восточных регионов страны (Канско-Ачинский б-н, Восточная Сибирь, Дальний Восток) в общем объеме добычи угля, % Объем мощностей угольных терминалов морских портов, % к уровню 2005 г Переработка угля Охват обогащением каменных энергетических углей, % Калорийный эквивалент потребляемого на внутреннем рынке угольного топлива0,620,650,700,75 Научно-технический прогресс и инновации Удельный вес прогрессивных технологий добычи в общем объеме добычи угля: - подземный способ («шахта-лава») открытый способ (поточная и поточно-цикличная) Доля угля, используемая для получения продуктов глубокой переработки угля, от общего объема добычи угля, % 0,0 1,55-8 Экономическая эффективность угольной промышленности Прирост добычи на одного занятого в отрасли, % к уровню 2005 г Темпы роста нагрузки на очистной забой, % к уровню 2005 г Экологическая эффективность угольной промышленности Уровень рекультивации земель от годового нарушения, % Уровень сброса загрязненных сточных вод относительно общего сброса, % Коэффициент водооборота0,70,730,8-0,850,9-0,95 Индикаторы стратегического развития угольной промышленности 20
Прогнозная оценка развития угольной промышленности 21 Структура и объемы добычи угля Объемы экспорта угля Переработка угля
Индикаторы стратегического развития электроэнергетики 22 Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Производство электроэнергии Доля нетопливных источников энергии в структуре производства электроэнергии, % 32,5не менее 34не менее 35не менее 38 Топливообеспечение тепловых электростанций Доля газа в структуре топливообеспечения, % 70, Доля угля в структуре топливообеспечения, % Энергетическая безопасность и надежность электроснабжения Вероятность бездефицитной работы энергосистем России 0,996не менее 0,9990не менее 0,9991не менее 0,9997 Эффективность электроэнергетики КПД угольных ЭС, %34не менее 35не менее 38не менее 41 КПД газовых ЭС, %38не менее 45не менее 50не менее 53 КПД атомных ЭС, %32не менее 32не менее 34не менее 36 Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии от ТЭС, г у.т./кВтч (% к уровню 2005 г.) 333 (99%) не более 315 (94%) не более 300 (90%) не более 270 (81%) Потери в электрических сетях, % от отпуска электроэнергии в сеть 13не более 12не более 10не более 8
Прогнозная оценка развития электроэнергетики 23 Производство электроэнергииУстановленная мощность электростанций
Индикаторы стратегического развития теплоснабжения 24 Индикаторы/направления 2008 г. (факт) 1 этап2 этап3 этап Энергетическая безопасность и надежность теплоснабжения Частота отключений теплоснабжения, 1 /год 0,27не более 0,25не более 0,20не более 0,15 Частота нарушений теплоснабжения по вине источников, 1 /(источникгод) 0,06не более 0,05не более 0,03не более 0,01 Обновление тепловых сетей, % от общей протяженности сетей 2%не менее 10%не менее 40%не менее 90% Инновационное развитие теплоснабжения Доля систем, оснащенных новыми высокоэффективными технологиями эксплуатации, % 10%не менее 40%не менее 80%100% Эффективность теплоснабжения Коэффициент полезного использования тепла топлива на ТЭЦ, % к 2005 г. 5%не менее 15 %не менее 40 %не менее 50% Средний удельный расход топлива в котельных, % к 2005 г. 99%не более 98%не более 94%не более 90% Повышение энергоэффективности зданий, % к 2005 г. 5%не менее 10%не менее 30%не менее 50% Уровень тепловых потерь, % от общего производства тепла 19%не более 16%не более 13%не более 8-10%
Прогнозная оценка развития теплоснабжения 25
Инвестиции в развитие ТЭК и энергоснабжение 26
Система реализации ЭС )Принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положений ЭС-2030, с последующей их систематизацией в рамках Энергетического кодекса России 2) Включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию Энергетической стратегии 3) Обеспечение учета основных положений ЭС-2030 при разработке корпоративных и региональных стратегических документов и формировании инвестиционных планов и программ в сфере энергетики 4) Совершенствование системы показателей результативности государственной энергетической политики 5) Формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга Энергетической стратегии с использованием государственных информационных ресурсов, привлечением различных общественно-политических структур и объединений, представителей законодательной власти, средств массовой информации, научных центров и институтов 6) Своевременное выявление и системный анализ происходящих изменений в целях предупреждения и преодоления негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность страны Доклад о ходе реализации Энергетической стратегии ежегодно представляется в Правительство Российской Федерации Доработка и уточнение Энергетической стратегии осуществляются не реже одного раза в 5 лет с одновременной пролонгацией ее временного горизонта
Мониторинг мероприятий государственной энергетической политики… 28 повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий; стимулирование привлечения частных инвестиций для осуществления геолого- разведочных работ и недропользования; стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения углеводородного сырья из недр; развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования; совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках; создание и развитие российских систем биржевой торговли всеми видами топливно- энергетических ресурсов; формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических рынках; снижение доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов и увеличение доли нетопливной энергетики в структуре топливно-энергетического баланса; рационализация экспорта и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов; стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления энергоносителей с высокой добавленной стоимостью; совершенствование взаимодействия федеральных и региональных властей в энергетической сфере;
…Мониторинг мероприятий государственной энергетической политики 29 государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры; стимулирование комплексного развития региональной энергетики; создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики; обеспечение надежного энергоснабжения населения страны по социально доступным ценам; расширение реального взаимодействия энергетического бизнеса и общества при решении проблем развития энергетического сектора; развитие и повышение эффективности использования человеческого потенциала энергетического сектора; отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков; диверсификация экспортных энергетических рынков; диверсификация товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости; обеспечение стабильных условий на экспортных рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов; укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом; обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в арктических условиях).
Ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о ходе реализации ЭС обеспечение достижения главных стратегических ориентиров - энергетической безопасности, энергетической эффективности, бюджетной эффективности и экологической безопасности энергетики выполнение основных групп предусмотренных настоящей Стратегией мероприятий государственной энергетической политики обеспечение достижения стратегических ориентиров развития отраслей топливно-энергетического комплекса