«…Республика Саха (Якутия) – это самый крупный в России субъект Федерации и одна из ее богатейших «природных кладовых». Излишне говорить, что стабильное и динамичное развитие Якутии имеет ключевое значение как для Дальневосточного округа, так и для всей России...» Президент Российской Федерации В.В. Путин
АЛМАЗЫ – 35% ОЛОВО – 5% СУРЬМА – 4,5% УРАН – 6% ЖЕЛЕЗНЫЕ РУДЫ – 2% ЛЕСА – 47% территории, 2,5% мировых запасов УГОЛЬ - 47% НЕФТЬ, ГАЗ - 35% ДОЛЯ ЯКУТИИ В МИРОВЫХ ЗАПАСАХ НЕДР: ДОЛЯ ЯКУТИИ В ЗАПАСАХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: НАСЕЛЕНИЕ – 957,1 тыс.человек ВРП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ – 482,8 тыс.рублей РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 10 место в РФ по развитию реального сектора экономики (данные Минрегиона РФ) 9 место в РФ по инвестиционной привлекательности (данные Минрегиона РФ) 1 место в ДФО по естественному приросту населения 2 место в ДФО по объему отгруженных товаров по добыче полезных ископаемых, производству и распределению электроэнергии, газа и воды; пассажирообороту транспорта, экспорту продукции и поступлению иностранных инвестиций 3 место в ДФО по валовой продукции сельского хозяйства, объему строительства, производству электро- и теплоэнергии, добыче угля и вводу жилых домов
Сильные стороныСлабые стороны Экономическое лидерство на Дальнем Востоке по объему ВРП, промышленной продукции, экспорту, доходам бюджета, вводу жилья. Лидирующие позиции в стране по добыче алмазов, золота, в производстве бриллиантов. Значительные запасы нефти, газа, угля, леса, гидроэнергоресурсов. Наличие крупных научных и образовательных центров. Высокий образовательный уровень населения. Сравнительно низкий уровень износа основных фондов промышленности. Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть, конструктивно работающая с основными субъектами экономической деятельности. Сравнительно молодые экономически активные трудовые ресурсы, относительно высокая рождаемость населения, сохраняющийся естественный прирост. Значительный потенциал роста регионального потребительского рынка. Моноотраслевой характер экономики. Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, высокий удельный вес ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. Высокая степень зависимости республиканского бюджета от федеральных трансфертов. Значительные контрасты между городскими и сельскими муниципальными образованиями, очаговый характер расселения. Неразвитость дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование основных транспортных магистралей, изолированность от единой транспортной сети Российской Федерации. Технологическая изолированность энергосистемы Республики от единой энергетической системы России. Значительный износ объектов электроэнергетики. Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства. Низкая эффективность действующего механизма финансового оздоровления и банкротства. Низкий уровень капитализации организаций. Экстремальные природно-климатические условия. ВозможностиУгрозы Появление новых мировых центров экономического развития в (рост потребления). Новые технологические изменения, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии, возникновение альтернативных источников энергии, использование новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий и др. Реализация курса на последовательную дебюрократизацию экономики, создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства. Совершенствование системы межбюджетных отношений. Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в уровне жизни населения и социальном развитии на основе реализации национальных проектов. Опасность «демографической ямы» в период с 2015 г. по 2025 г., сокращение доли трудоспособного населения в результате миграционного оттока трудоспособного населения. Усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов. Миграция капиталов за пределы республики и сокращение налоговых платежей в республиканский бюджет в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными ФПГ и корпорациями. Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения. SWOT-АНАЛИЗ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом Возможности экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом Возможности экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 – 2015 годы» Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г Действующая ФЦП «Экономическое и социальное развитие ДВиЗ на период до 2013 г.» Планируемый к разработке II этап ФЦП «Экономическое и социальное развитие ДВиЗ на период до 2018 г.» на период до 2025 года» Действующая ФЦП «Экономическое и социальное развитие ДВиЗ на период до 2013 г.» Планируемый к разработке II этап ФЦП «Экономическое и социальное развитие ДВиЗ на период до 2018 г.» на период до 2025 года» Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года Транспортная стратегия РС (Я) до 2025 года Транспортная стратегия РС (Я) до 2025 года Комплекс мер по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) Пятилетние планы социально-экономического развития РС(Я) Основные направления развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период 37 государственных программ Комплекс мер по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) Пятилетние планы социально-экономического развития РС(Я) Основные направления развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период 37 государственных программ Транспортная стратегия РФ до 2030 года Транспортная стратегия РФ до 2030 года Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», реализуемый при господдержке Инвестфонда РФ Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», реализуемый при господдержке Инвестфонда РФ Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и план мероприятий по ее реализации Энергетическая стратегия РФ до 2030 г Энергетическая стратегия РФ до 2030 г Энергетическая стратегия РС(Я) до 2030 года Энергетическая стратегия РС(Я) до 2030 года Региональные стратегии, ФЦП и комплексные проекты, в том числе: Отраслевые стратегии и целевые программы, в том числе: 478 программ социально-экономического развития муниципальных образований (районов, городских округов и поселений) Отраслевые стратегии, в том числе:Региональные программы: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
ПОДДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ (рост ВРП к 2020г. 81 %) АЛМАЗОБРИЛЛИАНТОВЫЙ КОМПЛЕКС ДОБЫЧА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС АПК УГЛЕДОБЫЧА СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ (рост ВРП к 2020г. 81 %) АЛМАЗОБРИЛЛИАНТОВЫЙ КОМПЛЕКС ДОБЫЧА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС АПК УГЛЕДОБЫЧА СТРОИТЕЛЬСТВО ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВО ЮЯГЭК СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГ СТРОИТЕЛЬСТВО ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЕДИНУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ СЕТЬ (ЕНЭС) ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВО ЮЯГЭК СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОГ СТРОИТЕЛЬСТВО ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЕДИНУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ СЕТЬ (ЕНЭС) СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ (рост ВРП к 2020г. 283%) НЕФТЕДОБЫЧА, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ГАЗОДОБЫЧА, ГАЗОПЕРЕРАБОТКА, ГАЗОХИМИЯ ДОБЫЧА ЖЕЛЕЗНЫХ РУД МЕТАЛЛУРГИЯ ДОБЫЧА И ОБОГАЩЕНИЕ УРАНА ДОБЫЧА ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РУД ТУРИЗМ СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ (рост ВРП к 2020г. 283%) НЕФТЕДОБЫЧА, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ГАЗОДОБЫЧА, ГАЗОПЕРЕРАБОТКА, ГАЗОХИМИЯ ДОБЫЧА ЖЕЛЕЗНЫХ РУД МЕТАЛЛУРГИЯ ДОБЫЧА И ОБОГАЩЕНИЕ УРАНА ДОБЫЧА ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ РУД ТУРИЗМ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ (реальный рост ВРП в 2,8 раза к уровню 2005 года) РОСТ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (рост реальных денежных доходов населения в 3,6 раза к уровню 2005 года) СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ, ТРАНСПОРТА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА Одобрена на заседании Правительства РФ г. протокол 5
ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 6
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Введен в эксплуатацию I этап нефтепроводной системы ВС-ТО (на территории РС(Я) – 1383 км), продолжается строительство объектов второй очереди Ведется промышленное освоение Талаканского и Алинского НГКМ. Объем добычи нефти в 2005 г. – 0,3 млн. т., в 2012 году – 6,9 млн.т. ОАО «Газпром» ведутся ГРР на Чаяндинском НГКМ. Завершается проектирование объектов обустройства месторождения, транспортировки газа, извлечения и хранения гелия Завершается I этап реализации ИП Комплексное развитие Южной Якутии: За счет средства Инвестфонда РФ проектируются Эльконский ГМК. Завершено проектирование Канкунской ГЭС и объектов транспортной инфраструктуры. Завершается проектирование объектов электросетевой инфраструктуры. За счет средств инвесторов проектируются: Таежный ГОК, Якутский центр газодобычи, завершено проектирование и началось строительство Инаглинского УК. Введен завод по производству базальтовых материалов Введен в эксплуатацию I этап нефтепроводной системы ВС-ТО (на территории РС(Я) – 1383 км), продолжается строительство объектов второй очереди Ведется промышленное освоение Талаканского и Алинского НГКМ. Объем добычи нефти в 2005 г. – 0,3 млн. т., в 2012 году – 6,9 млн.т. ОАО «Газпром» ведутся ГРР на Чаяндинском НГКМ. Завершается проектирование объектов обустройства месторождения, транспортировки газа, извлечения и хранения гелия Завершается I этап реализации ИП Комплексное развитие Южной Якутии: За счет средства Инвестфонда РФ проектируются Эльконский ГМК. Завершено проектирование Канкунской ГЭС и объектов транспортной инфраструктуры. Завершается проектирование объектов электросетевой инфраструктуры. За счет средств инвесторов проектируются: Таежный ГОК, Якутский центр газодобычи, завершено проектирование и началось строительство Инаглинского УК. Введен завод по производству базальтовых материалов РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ Завершается строительство ж/д линии Беркакит –Томмот – Якутск Создается опорная сеть автодорог. Открыт сквозной проезд по федеральной автодороге «Колыма». Продолжается реконструкция федеральных автодорог «Лена», «Вилюй», «Колыма» Продолжается строительство региональных дорог «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Алдан» Завершен I этап строительства ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС–Н.Куранах–Томмот– Майя с подстанцией НПС-17, введены ВЛ 220 кВ Сунтар – Олекминск с подстанциями в г. Олекминске и НПС-14, участок Олекминск – НПС 13, две ВЛ 220 кВ Н.Куранах - НПС-16/ Введена ВЛ 220 кВ Мирный – Сунтар. Ведется строительство ВЛ 220кВ Чернышевский-Мирный-Ленск-Пеледуй, ВЛ 220 кВ Призейская – Эльгауголь, реконструкция ВЛ 220 кВ Каскад Вилюйских ГЭС-Айхал-Удачный Завершается строительство магистрального газопровода «Средневилюйское ГКМ-Мастах-Берге-Якутск» (III нитка). Для газификации населенных пунктов построено 1062 км газопроводов, газифицировано 12,4 тыс. жилых домов Завершается строительство ж/д линии Беркакит –Томмот – Якутск Создается опорная сеть автодорог. Открыт сквозной проезд по федеральной автодороге «Колыма». Продолжается реконструкция федеральных автодорог «Лена», «Вилюй», «Колыма» Продолжается строительство региональных дорог «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Алдан» Завершен I этап строительства ВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС–Н.Куранах–Томмот– Майя с подстанцией НПС-17, введены ВЛ 220 кВ Сунтар – Олекминск с подстанциями в г. Олекминске и НПС-14, участок Олекминск – НПС 13, две ВЛ 220 кВ Н.Куранах - НПС-16/ Введена ВЛ 220 кВ Мирный – Сунтар. Ведется строительство ВЛ 220кВ Чернышевский-Мирный-Ленск-Пеледуй, ВЛ 220 кВ Призейская – Эльгауголь, реконструкция ВЛ 220 кВ Каскад Вилюйских ГЭС-Айхал-Удачный Завершается строительство магистрального газопровода «Средневилюйское ГКМ-Мастах-Берге-Якутск» (III нитка). Для газификации населенных пунктов построено 1062 км газопроводов, газифицировано 12,4 тыс. жилых домов Начато промышленное освоение Эльгинского каменноугольного месторождения. План добычи на 2012 год – 2 млн. тонн Введены в эксплуатацию 2 участка по открытой добыче угля – «Денисовский-Восточный» и «Северный», начато проектирование шахт «Восточный Денисовский» и «Локучакитская» Введен подземный рудник по добыче алмазов «Интернациональный», 1 пусковой комплекс подземного рудника на трубке «Мир», 2 этап II пускового комплекса подземного рудника «Айхал» Завершается Проектирование 1-й очереди строительства Нежданинского ГОКа производительностью 1 млн.т руды в год Осваиваются новые золоторудные месторождения в Алданском и Оймяконском районах Начато промышленное освоение Эльгинского каменноугольного месторождения. План добычи на 2012 год – 2 млн. тонн Введены в эксплуатацию 2 участка по открытой добыче угля – «Денисовский-Восточный» и «Северный», начато проектирование шахт «Восточный Денисовский» и «Локучакитская» Введен подземный рудник по добыче алмазов «Интернациональный», 1 пусковой комплекс подземного рудника на трубке «Мир», 2 этап II пускового комплекса подземного рудника «Айхал» Завершается Проектирование 1-й очереди строительства Нежданинского ГОКа производительностью 1 млн.т руды в год Осваиваются новые золоторудные месторождения в Алданском и Оймяконском районах СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СХЕМЫ-2020 ЗА ГОДЫ
ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Валовой региональный продуктИнвестиции в основной капитал Промышленное производство
в %) тыс.руб.) в %) тыс.руб.) в % Производительность труда (ВРП к среднегодовой численности занятых) Среднедушевые и реальные располагаемые денежные доходы населения Среднемесячная и реальная начисленная заработная плата Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению тыс. руб. в % ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СТРУКТУРА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА Валовая добавленная стоимость, % 100 Сельское хозяйство 3,8 2,3 Промышленность 42,2 52,4 Строительство 11,4 10,7 Торговля, услуги, ремонт 8,9 9,1 Транспорт и связь 7,3 8,8 Образование 5,2 3,9 Здравоохранение 4,7 3,8 Прочие 16,5 9, Промышленность, %100 Алмазы 53,938,7 Золото 7,58,6 Уголь 11,510,7 Нефть и газ 2,622,0 Пищевая 2,11,7 Обработка алмазов 1,92,5 Электроэнергетика 10,37,1 Прочие 10,28,7
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Инвестиции в основной капитал на душу населения, рублей Инвестиции в основной капитал в Республике Саха (Якутия), млрд. рублей 6 место в РФ и 1 место в ДФО по объему инвестиций в основной капитал на душу населения В ноябре 2012 года Standard & Poor's повысил кредитный рейтинг до ВВ+/ruAA+, прогноз «Стабильный». Fitch Ratings долгосрочный рейтинг «BBВ-» и рейтинг по национальной шкале «АА+ (rus)», прогноз «Стабильный»
Цель - обеспечение высоких темпов привлечения инвестиций в экономику Задача 1. Формирование благоприятного инвестиционного климата Задача 1.1. Повышение инвестиционной привлекательности Создание конкурентоспособной системы господдержки инвестдеятельности Развитие инвестиционного потенциала Снижение инвестиционных рисков Формирование позитивного инвестиционного имиджа Задача 1.2. Развитие инвестиционной активности Задача 2. Активное привлечение инвестиций ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Указ Президента РС(Я) от г Общественное обсуждение состоялось 28 апреля 2012 года
ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ ОАО Венчурная компания «Якутия» Фонд прямых инвестиций РС (Я) НО «Фонд развития малого предприни- мательства Республики Саха (Якутия)» МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА И ГОСКОМИТЕТЫ РЕСПУБЛИКИ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА И ГОСКОМИТЕТЫ РЕСПУБЛИКИ Агентство по привлечению инвестиций СОВЕТ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ при ПРЕЗИДЕНТЕ РС (Я) КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ГЧП СОВЕТ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ при ПРЕЗИДЕНТЕ РС (Я) КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ГЧП ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» Центр развития ГЧП РС (Я) ГАУ Технопарк ЗОНЫ ИНВЕСТАКТИВНОСТИ ОАО «РИК» ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Региональный инвестфонд Специализированные экономические зоны Индустриальные (технологические) парки ИНФРАСТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Представители Центра поддержки предпринимательства в районах Бизнес-школа РС(Я) Бизнес-школа РС(Я) Муниципальные Фонды развития малого предпринимательства Муниципальные Фонды развития малого предпринимательства ГКУ Центр поддержки предприни- мательства РС(Я) ГКУ Центр поддержки предприни- мательства РС(Я) Фонд развития малого предпринимательства РС(Я) Фонд развития малого предпринимательства РС(Я) Бизнес-инкубаторы гг.Якутск, Нерюнгри, Нюрба Бизнес-инкубаторы гг.Якутск, Нерюнгри, Нюрба Агентство по координации поддержки экспортно- ориентированных СМП Агентство по координации поддержки инновационных СМП Агентство субконтрактации ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в обороте организаций Прирост оборота малых и средних организаций за годы - 121,6%. Общий объем инвестиций за годы – 10,4 млрд рублей, в том числе малых предприятий 5,5 млрд рублей. В 2013 году - введение ОРВ в пилотном режиме. В 2014 году - всех проектов НПА Правительства РС (Я) и действующих НПА РС (Я), регулирующих отношения в сферах: а) инновационной деятельности, б) технологического подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в) установления правил и порядка предоставления государственной поддержки субъектам МСП, г) госконтроль (надзор), д) установления требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению определенных видов предпринимательской деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ (KPI) КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ (KPI) I группа 16 II группа III группа Сохранять соотношение внебюджетных инвестиций к бюджетным на уровне не ниже 4:1 Сохранять соотношение внебюджетных инвестиций к бюджетным на уровне не ниже 4:1 Увеличить отношение объема инвестиций к ВРП с 38% до 64% в 2016 году Увеличить отношение объема инвестиций к ВРП с 38% до 64% в 2016 году Увеличить общий объем инвестиций в расчете на жителя со 178 тыс.рублей до 403 тыс. рублей в 2016 году Увеличить общий объем инвестиций в расчете на жителя со 178 тыс.рублей до 403 тыс. рублей в 2016 году Общий объем накопленных инвестиций с 2012 по 2016 г млрд. руб. Общий накопленный объем привлечения внешних инвестиций институтами развития РС(Я) с 2012 по 2016 г. 63 млрд. руб. Общий накопленный объем привлечения внешних инвестиций институтами развития РС(Я) с 2012 по 2016 г. 63 млрд. руб. Общий накопленный объем внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты ГЧП с 2012 по 2016 г. 31,5 млрд. руб. Общий накопленный объем внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты ГЧП с 2012 по 2016 г. 31,5 млрд. руб. Обеспечить реализацию "дорожной карты" внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестклимата Сохранять и повышать инвестиционные и деловые рейтинги Ежегодно создавать не менее одной подготов- ленной инвестиционной площадки, обеспеченной необходимой инфраструктурой
Рост ВРП в 2,8 раз к уровню 2005 года 2020 год СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2020 ГОДА Рост реальных доходов населения в 3,6 раза к уровню 2005 года Инфраструктура: строительство ж/д «Беркакит-Томмот-Якутск», пионерных ж/д, опорной сети автодорог, развитие авиации, строительство ЛЭП, оптимизация локальной энергетики Базовые отрасли: строительство подземных алмазных рудников, ГОКов в золотодобывающей промышленности, освоение Эльгинского каменноугольного месторождения и т.д.) НГК: строительство газо-и нефтепроводной систем, перерабатывающих объектов, освоение крупнейших НГКМ Создание новых отраслей: черная металлургия, добыча и переработка урановых руд Рост уровня жизни населения Развитие малого и среднего бизнеса, туризма
ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ВРП РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 100% 140% 195% 283% Базовые отрасли: добыча алмазов, драгметаллов, АПК, строительство ТРАНСПОРТ ТОРГОВЛЯ И УСЛУГИ, ВКЛЮЧАЯ УСЛУГИ ПО ТРАСПОРТУ НЕФТИ И ГАЗА Э/ЭНЕРГЕТИКА УГОЛЬ НЕФТЬ И ГАЗ МЕТАЛЛУРГИЯ
ПРОЕКТЫ ПО ОСВОЕНИЮ МИНЕРАЛЬНО -СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ Развитие и создание производств по переработке добываемого сырья; Обеспечение грузопотоками Байкало-Амурской магистрали и Транссиба; Развитие портового хозяйства Хабаровского и Приморского краев. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ Железнодорожная магистраль от Транссиба до Магадана; Круглогодичное автотранспортное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Магаданской и Иркутской областями и Хабаровским краем; Создание Якутского транспортно-логистического узла; Формирование транспортного коридора «Европа-Севморпуть – Тикси –Якутск – БАМ(Транссиб) – АТР». МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД Якутия-Хабаровск-Владивосток Освоение месторождений углеводородного сырья Республики Саха (Якутия) и Иркутской области; Создание газоперерабатывающего и газохимического производства; Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия), Амурской области, Приморского, Хабаровского края и Еврейской автономной области; Обеспечение заказами предприятий машиностроения и металлобработки. НЕФТЕПРОВОД «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ – ТИХИЙ ОКЕАН» Освоение месторождений углеводородного сырья Республики Саха (Якутия) и Иркутской области; Расширение мощности нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов Приморского и Хабаровского краев; Создание новых перерабатывающих предприятий в зоне прилегания нефтепровода. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ Повышение энергоэффективности использования «запертых» мощностей объектов генерации Республики Саха (Якутия); Снижение тарифов на электроэнергию; Формирование конкурентной среды в энергетике; Объединение энергосистемы Дальнего Востока с энергосистемой центра и запада России. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ЯКУТИИ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Решение основных проблем социально-экономического развития Республики связано с реализацией: - Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, - Стратегии социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года с использованием программно- целевого метода, инструментов государственного регулирования, институтов развития, государственно-частного партнерства. Моноотраслевой характер экономики Отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры Объективно высокий уровень цен на товары и услуги Высокий уровень износа объектов социальной, жилищно- коммунальной инфраструктуры, уровня бедности населения
ДЕМОГРАФИЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, В ТЫС.ЧЕЛОВЕК КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ, В МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ (УБЫЛЬ), В ВСЕГО 2011 год 957,1956,1 родилось умерло Естеств. прирост 17,1 9,4 7,7 Внешняя миграция -10,2 17,6 9,4 8,2 -8, год МЕРЫ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ: в целях закрепления населения и привлечения высококвалифицированных кадров на реализацию ключевых проектов, обеспечивающих устойчивое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, принять решения по формированию механизмов стимулирования миграционной политики и созданию условий для экономической мобильности населения.
Городская местность 64% Сельская местность 36% Благоустроенное 17,1% Неблагоустроенное 82,9% Благоустроенное 67,3% Неблагоустроенное 33,7% РС (Я)ДВФОРФ Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в 2011 году, в % 13,67,53,1 СНИЖЕНИЕ ДОЛИ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) по состоянию на г. Число граждан проживающих в ветхом и аварийном жил.фонде – 138,8 тыс. человек (14,6% населения) ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БОЛЕЕ 122 МЛРД. РУБЛЕЙ 19,5 млн.кв.м 13,6% 20,5 млн.кв.м 3,2% 2011 год2020 год Жилищный фонд Ветхий и аварийный фонд Жилищный фонд Ветхий и аварийный фонд 22 Жилищны й фонд 19488,3 тыс. кв.м. В целях создания комфортных условий жизнедеятельности в опорных населенных пунктах необходимо ежегодное финансирование в объеме не менее 2,3 млрд. рублей для строительства жилья в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) - Олекминск, Нижний Бестях, Томмот, Эльга. г.Якутск – столица Республики Саха (Якутия).
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПОРНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Опорные населенные пункты в Республике Саха (Якутия) УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ: Внедрить принципы государственно-частного партнёрства при формировании новых городов в местах промышленного развития на условиях: Федеральный бюджет – финансирование создания инженерной инфраструктуры опорных населённых пунктов; Региональные бюджеты – финансирование создания социальной инфраструктуры (дошкольные учреждения, школы, больницы, объекты культуры и т.д.); Средства предприятий – формирование новых механизмов ипотечного жилищного строительства с участием средств предприятий. г.Ленск, п.Витим, г.Олекминск Создание центров добычи, переработки и транспорта нефти и газа. г.Ленск, п.Витим, г.Олекминск Создание центров добычи, переработки и транспорта нефти и газа. г.Нижний Бестях Транспортно- логистический узел Центральной Якутии г.Нижний Бестях Транспортно- логистический узел Центральной Якутии г.Алдан, г.Нерюнгри Освоение урановых, железорудных и угольных месторождений г.Алдан, г.Нерюнгри Освоение урановых, железорудных и угольных месторождений п.Эльга Освоение Эльгинского каменноугольного месторождения п.Эльга Освоение Эльгинского каменноугольного месторождения ПУТИ РЕШЕНИЯ: Государственная поддержка формирования и развития инфраструктуры опорных населенных пунктов в точках опережающего развития макрорегиона.
ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ км путей на 10тыс. кв. км территории ГУСТОТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ км дорог на 1 тыс. кв. км территории Республика Саха (Якутия) на 78 месте среди субъектов РФ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования ДВФО на 8 месте среди округов РФ Протяженность автодорог общего пользования на г. в РС(Я) км, в том числе автозимников км Необходимо опережающее развитие транспортной инфраструктуры региона как основного сдерживающего фактора экономического развития и транспортной мобильности населения
УРОВЕНЬ ЦЕН И ТАРИФОВ Сентябрь 2012 г. 166% к среднему по РФ Величина прожиточного минимума на душу населения в ДВФО и по Республике Саха (Якутия) в 1,6 раза превышает среднероссийский показатель РФРС(Я)РС(Я) в % к РФ Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта 39,6559,25 149,4 Говядина185,6303,1 163,3 Молоко 2,5-3,2 % жирн.26,8553,99 201,1 Яйца куриные, 10 шт34,1665,54 191,8 Бензин АИ-9227,8936,11 129,5 Аспирин, 500 мг, 10 табл. 4,385,78 132,0 Отопление, кв.м. 24,7535,17 142,1 Электроэнергия в квартирах без электроплит, 1 кВт 2,653,70 139,6 Минимальная стоимость трафика Интернет за 1 Мбайт 0,1 (Москва и С-Петербург) 1,2 1200,0 Проезд в городском муниципальном автобусе 11,5518,12 156,9 Стоимость 1 кв.м. жилья на первичном рынке ,4 Средние цены на отдельные виды потребительских товаров и услуг, на конец 2012 г., в рублях
ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО Доля затрат на транспортировку и хранение в цене на топливо в Республике Саха (Якутия), % Цена тонны угля Цена тонны нефти (включая газовый конденсат) 2012 год
Правительство Республики Саха (Якутия) , г.Якутск, ул. Кирова, 11 Тел. (4112) (495)