«ОЖИВШИЕ ПОРТРЕТЫ» Р.В. РАППОПОРТ, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ГБОУ 114 Кого выбирают школьники в качестве «героев нашего времени»?
Литературная мистификация как методика диагностики поля интересов учащихся Черубина де ГабриакЭмиль Ажар/Ромен Гари
Задание и условия его выполнения Задание: создать литературную мистификацию, то есть: придумать поэта или писателя, написать его краткую биографию и несколько произведений. Участники эксперимента: учащиеся 8-го класса в группах из 2-4 человек. Срок выполнения: месяц. Форма отчетности: публичная презентация своего писателя.
Почему всем интересно? Отсутствие рамок; придумывание «с нуля»; свобода творчества; роль создателя-демиурга; потребность в игре.
Роль учителя Консультант, коуч. «Рождение ученика приходится оплачивать смертью учителя» От К
Цель задания Диагностика интересов учащихся, культурных ориентиров учащихся, поля читательских ориентаций.
Что повторяют учащиеся, или культурные ориентиры класса «Былина о Вольге и Микуле Селяниновиче» Редьярд Киплинг «Рики-Тики-Тави» «Три поросёнка» Квентин Тарантино «Убить Билла» Френсис Форд Коппола «Крёстный отец» Мультфильм «Покемон»
Как повторяют учащиеся? Использование говорящих имен и фамилий (Покемонович, Плиточная Дома); Обращение к каламбурам; Названия литературных журналов и сборников: журналы «Новая дорога», «Вопросы без ответов», сборник стихов «Весною Север», философский труд «О мистическом анархизме», сборники стихов и рассказов «Тернистый путь», «Магадан»; Названия глав; Названия сказок; Осознанные гиперссылки; История; География.
Образ писателя (поэта) в сознании учащихся Странный, рождается в интеллигентной/ дворянской семье, близкие могут отрицательно реагировать на его творческую деятельность, зачастую ведет разгульный образ жизни, встречает любовь, которая меняет его жизнь и может обернуться трагедией, рано начинает писать, может рано уйти из жизни, пережить ссылку, работает также в литературной сфере, например, издает журнал, живёт в эмиграции.
Риски Выход на «низкие» темы, вызванный страхом перед публичным выступлением.
Вывод Литературная мистификация как один из вариантов творческой работы на уроках литературы позволяет учителю в ходе анализа работ учащихся выяснить, чьи портреты или тени «оживают» в мистификациях школьников, какие книги и литературные ходы вызывают у них интерес, что они читают, слушают, смотрят.
Возможный выход из задания Совместное создание сборника мистификаций
А что делать учителю, когда задание позади? Учитель анализирует работы и на основании проведенного анализа выстраивает дальнейшую работу с классом, опираясь на интересы учащихся и их культурный опыт.