Бранко Тошович Institut für Slawistik der Karl-Franzens Universität Graz Актуальные проблемы стилистики масс-медиа Часть 1: общие аспекты Доклад на Факультете журналистики СПбГУ Санкт-Петербург, 11 февраля 2011, 10.30–12.00
Содержание 1.Теоретическая часть Стилистика Место и роль интернета Язык и стиль интернет-коммуникации Интернет-стилистика
2 1.Практическая часть Анализ а) русскоязычных СМИ в Австрии (11) б) русскоязычных СМИ в Германии (27) в) немецкоязычных СМИ в России (38)
3 Теоретическая часть
4 Стилистика развитие ХХ столетие настоящее время
5 три периода а) период античной стилистики б) период риторической стилистики в) период стилистики 20-го столетия
6 новый период интернет-стилистика типы речевых высказываний: первичные и вторичные
7 функционально-стилистическое разнообразие текстов
8 язык масс-медиа, язык глобальной сети 1.функциональная разновидность языка 2.функциональный стиль 3.особый подъязык 4.жаргон 5.надстилевое образование
9 Интернет: революция Язык и стиль: ?
10 Интернет официальный неофициальный
11 функционально-стилистическое разнообразие текстов
12 канальные стили 1. портальный 2. сайтовый 3. форумный 4. чатовый 5. блоговый
13 Своеобразие каналов передачи информации
14 Традиционные каналы (медиаплатформы) Журнал Газета Радио Телевидение
15 Онлайновые каналы Электронный журнал Электронная газета Интернет телевидение Интернет радио Чат
16 Интернет-портал Сайт Форум Блог (личный сайт, сетевой журнал, дневник он-лайн) Чат
17 Характеристики интернет-СМИ Регулярность Периодичность обновления Мультимедийность, медиаконвергенция Гибридность Интерактивность / диалогичность Актуальность Социальная значимость Многоканальность Гипертекстуальность
18 Одноязычность Индивидуализация и блогосферизация Информационная децентрализация Бесконтрольность Сложность правовой ответственности, регистрации и легализации Прагматическая направленность Разнородность Рассредоточенность аудитории Трансграничность
19 Функция 1.Кто? 2.Кому? 3.Откуда? 4.Когда? 5.Почему? – Цель 6.Как? 7.Чем?
20 Функция Общение, сообщение, воздействие Коммуникативная Социальная Информационная Развлекательная (гедонистическая) Самовыражающая и самоутверждающая
21 Типы Только интернет-СМИ Клонированные интернет-СМИ отношение оригинал/первоисточник – копия: печать, радио, тв интернет интернет печать, радио, тв частичная модификация
22 Термины Интернет-СМИ Медиальный дискурс Гражданская журналистика Индивидуальня журналистика Гонзо-журналистика Блогосферная журналистика
23 Значение интернета Интернет-пользователи Россия 38 мл. (27% населения) Германия 55 мл. (67%) США 228 мл. (74%) Китай 338 мл. (25%) (Лукина 2010: 16)
24 Возраст пользователей 18-24: 67% 25-34: 54% 35-44: 41% 45-54: 23% 55- : 6% (Лукина 2010: 16)
25 Электронные газеты и журналы
26 Интернет-радио
27 Интернет-телевидение
28 Жанры Информационные Аналитические Литературно-публицистические Развлекательные Справочные
29 Области Политика Экономика Культура Образование Здравоохранение Право Спорт Развлечение Транспорт Туризм Сфера обслуживания
30 Интернет-стилистика Жанровая стилистика Тематическая стилистика Экспрессивная стилистика Блогосферная стилистика Чатовая стилистика Интерактивная стилистика
31 Голос Америки Рассылка новостей через SMS по электронной почте при помощи технологии RSS скачивание со сайта информации на мобильные телефоны
32 Инфотейтмент – развлекательное информирование
33 Практическая часть
34 Литература Отдельные издания Лукина 2010: Лукина, М. М. (под ред.). Интернет-СМИ: Теория и практика. – Москва: Аспет Пресс. – 348 с. Засорский и др. 2007: Засорский, Я. Н.; Клушина, Н. И.; Славкин, В. В.; Солганик, Г. Я. (ред. колл.) Язык массовой межличностной коммуникации. – Москва: Медиа-Мир. – 576 с. 70 статей