Проблемное обучение на уроках химии
Звенья научного творчества НазваниеСодержаниеРезультат Постановка проблемы -возникновение проблемной ситуации Проблема- вопрос схватывающий противоречия проблемной ситуации -обоснование противоречий - Формирование проблемы Поиск решения -выражение гипотез Решение - понимания нового знания - Проверка гипотез Выражение решений Выражение нового знания в принятой форме. Продукт – книга, рукопись, доклад. Реализация продукта Представление продукта через публикацию Реализованный продукт- книга, статья, доклад.
Цельурока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся Знаниявведение Постановка-формирование вопроса или темы учебной проблемы Поиск решения – открытия субъектов воспроизводств о Выражения решений реализация продукта Выражения нового материала в доступной форме, представление продукта учителю, классу.
Побуждающий к гипотезам диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устнойпрактической Общеепобуждение К любым гипотезам Какие есть гипотезы ( предположения)? Аргументы/ Контраргумент ы Согласны или нет? К плану проверки: Как можно проверить гипотезу? Подсказка К решению гипотезы Аргументы/ Контраргумент ы К плану проверки Сообщении Решение проблемы Аргументы/ Контраргумент ы К плану проверки
Классификация методов введения знаний МетодыПроблемныеТрадиционные Постановка учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение с мотивирующ им приемом Сообщение Поиск решения Побуждающий к гипотезе диалог Подводящий диалог от проблемы Подводящий диалог без проблемы Сообщение
Сравнительная характеристика диалога ПодводящийПобуждающий Структура Отдельные вопросы и побуждающие предложения, подталкивающие мысли ученика Система посильных ученику вопросов, заданий, подводящих к открытию мысли Признаки -Мысль ученика дает скачек к неизвестному -переживание чувства риска -возможные неожиданные ответы -прекращаются с появлением нужной мысли -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - Переживание учеником удивление от открытия в конце диалога - -почти не возможны неожиданные открытия - -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления
Урок по теме « ОВР» 9 класс АнализУчительУченики Создание проблемной ситуации Побуждение к проблеме Поиск решения 1)CaCO 3 CaO + CO 2 2)2KClO 3 KCl + O 2 3)Zn + 2HCl ZnCl 2 + H 2 Что общего между уравнениями 2) и 3)? Что общего между уравнениями 2) и 3)? - В чем разница между 1)и 2) - Какую еще особенность вы заметили - - Давайте определим степень окисления каждого атома - Тема урока « Окислительно - восстановительные реакции» Уравнения 1 и 2 являются реакциями разложения 3 уравнения реакции разложения -продуктами реакции являются простые вещества - Во 2 уравнении одним из продуктов реакции является простое вещество, а 1 оба продукта реакции является сложными - Некоторые атомы меняют степень окисления - Определяют степень окисления, выявляют что некоторые атомы меняю степень окисления
Урок по теме «Массовая доля вещества в растворе» 8 класс АнализУчительУченики Создание проблемной ситуации Побуждение к проблеме Поиск решения Ребята каждое утро вы завтракаете. - Что вы пьете на завтрак? - - Какой чай или кофе вы любите пить? - - Что определяет вкусовые качества? - - Как мы можем назвать сладкий чай с точки зрения химии - Дайте определение раствору. То из чего состоит - Все ли растворы имеют одинаковый состав? - А от чего зависит состав раствора? - «Массовая доля вещества в растворе» - -да - Чай, кофе - Несладкий, сладкий, очень сладкий. - -количество сахара - Раствор Раствор- это смесь веществ, не имеющий границ. Состоит их растворенного веществ и растворителя -Нет Состав зависит от количества растворенного вещества