ЕГЭ ПО ИСТОРИИ Анализ основных ошибок,рекомендации по подготовке Круглова Е.В, методист МБОУ Методический центр образования
В настоящее время в состав экзаменационной работы входит 9 заданий, проверяющих умения и навыки работы с историческими источниками Часть А: А 9 – задание на проверку умения проводить поиск исторической информации в источнике относится к периоду «История России VIII – XVIIвв.» А2- задание на проверку умения проводить поиск исторической информации в источнике относится к периоду «История России XVIII - середина XIXвв.» А12- задание на проверку умения проводить поиск исторической информации в источнике относится к периоду «История России вторая половина XIX- начало XX вв.» А17- задание на проверку умения проводить поиск исторической информации в источнике относится к периоду «История России гг.»
Часть В : В 9– задание на проверку умения проводить поиск исторической информации в источнике относится к периоду «История России XX - XX Iвв.»
Задания С1 - С3. формулируются на основе источниковедческих подходов к анализу документа: Атрибуция источника (задание С1). Выявление главного содержания, сути представленной информации. Определение отношения действующих лиц, автора к описанным событиям, явлениям, процессам. Задание С3 может быть обращено к элементам критического анализа документа – сопоставлению авторских позиций, выводов с изложением материалов в учебниках истории.
В части А - низкий результат по теме « Россия в первой мировой войне» Причина - недостаток знания фактов по истории первой мировой войны для проведения атрибуции исторического источника Меры по устранению: Регулярная систематизация учебного материала по истории войн Привлечения различного рода исторических источников для изучения основных событий войн
В части В- низкие результаты по темам : « Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот» «Культурная революция» «Застой. Конституция 1977,политика разрядки». Причины : Недостаток знания фактов по указанным темам для проведения атрибуции исторического источника. Отсутствие умений и навыков проводить атрибуцию исторического источника Элементарная невнимательность при ознакомлении как с формулировками заданий, так и с текстом документа.
Причины типичных ошибок при выполнении заданий С1- С3 Недостаточно внимательное чтение текста (особенно необходимо повторное чтение после ознакомление с формулировками всех трех заданий); отсутствие четкого анализа текста, его разделение на фрагменты в соответствии с вопросами каждого задания; попытки давать ответ, дословно цитируя соответствующие (а иногда и не соответствующие) отрывки; невнимание к требованиям (особенно в задании С1), которые зачастую включают три смысловых элемента для получения оценки в 2 балла; отсутствие в ответах на задания С2 контекстных знаний, требующих привлечения материала из учебной литературы или других исторических источников, что снижает общий балл; отсутствие или неполнота ответа на задание С3 из-за неумения выявлять нюансы содержания текста («тональность» формулировок, характер взаимоотношений исторических персонажей, причины и следствия принятых решений и т.п.).
Алгоритм выполнения заданий части А и В 1.Внимательно прочитать формулировки задания и сам документ 2.Выяснить, что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое событие. 3.Выделить в тексте источника так называемые маркеры - ключевые слова, по которым можно определить принадлежность документа 4.Проанализировать и обобщить маркеры. 5.Сформулировать краткий ответ или выбрать из предложенных вариантов
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ. 5-6 класс- простой документ (как правило повествовательного характера),содержащий простой материал, объем документа не должен превышать строк. 7-8 класс увеличение объема документа. Расширяется круг анализируемых источников(хозяйственные, юридические документы) класс – расширение круга анализируемых источников за счет программных, политических документов. Проведение системного и многоуровнего анализа исторического источника.
Формы организации работы с историческими источниками анализ на уроках фрагментов из источников, содержащихся в учебниках, в тесной смысловой связи с текстом учебника; использование источников при подготовке рефератов, сообщений, эссе; организация специальных уроков с обсуждением рефератов и других самостоятельных работ; организация уроков-практикумов с выполнением заданий на анализ источников, выработкой алгоритма изучения, памяток самостоятельной работы; проведение уроков-дискуссий с обсуждением проблем на основе привлечения исторических документов, а также возможного использования заданий из КИМ ЕГЭ (например, заданий С5 на анализ оценок, версий, суждений); использование документальных исторических материалов по истории региона, своего края; организация на основе анализа источников «круглых столов» и других форм занятий.
Виды системного подхода к анализу документов. Структурный анализ документов Анализ документа с точки зрения его видового многообразия Анализ значимости исторического источника( много перспективный анализ) Анализ путем сопоставления двух и более источников
1.Информационная ценность документа: Что я узнал(а) из источника? О чем рассказывает этот источник? И т.п. 2. Перспективы уточнения и расширения информации источника: Какие вопросы у меня возникли: - по содержанию документа? - к автору документа? - по обстоятельствам создания документа? и т.п. 3. Аксиологическая и праксиологическая ценность источника: Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории…? и т.п. 4. Перспективы дальнейшего исследования темы: Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем он умалчивает? Что и почему скрывает автор? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы…? и т.п. Многоперспективный подход к изучению источника
Многоуровневый подход к анализу документа 1.Паспортизация или атрибуция источника(установление личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, а также определить вид данного источника). 2.Историко- логический анализ источника ( «выборочное» чтение источника» и работа с информацией, лежащей на поверхности текста 3.Анализ ценностных установок автора документа и эпохи создания. 4.Критический анализ источника (оценка степени надежности и достоверности документа, его внутренняя критика) 5.Определение ценности источника в изучении темы и цели использования в познавательной деятельности
ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНО- МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА научно-методическая система разнообразных источников, вопросов и заданий к ним, объединенных общей целевой установкой и темой учебного занятия. В процессе обучения истории ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях.
Памятка характеристики исторического источника Принадлежность к определенному времени Сфера общественной жизни, в которой возник и использовался источник Материал, форма, стиль, язык источника История источника Значения источника как свидетельства своего времени Информативность источника Степень субъективности и объективности источника Соотношения с другими источниками; сходства и расхождения свидетельств
Умение проводить поиск информации в различных видах источников Умение осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника Умение анализировать историческую информацию представленную в разных знаковых системах Умения различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения умение систематизировать историческую информацию