Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки. Поэтому вся педагогическая деятельность строится на поиске эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры, речевого и литературоведческого творчества.
Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы
Цель работы- создание методической системы, способствующей развитию мышления и способностей учащихся, развитию творческих умений; усвоению учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения задач; воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть и решать нестандартные филологические задачи.
Задачи: Обучающая - изучение мотивации всех участников-субъектов образования, способность актуализации, закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
Развивающая – способствовать умению исследовать поставленную задачу, высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности.
Воспитательная – воспитание навыков самостоятельной деятельности, коллективного содружества, расширение кругозора и интеллекта обучающихся.
Применение активных методов позволяет 1.учиться слышать и слушать другого человека; 2.формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать; 3.продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
При подготовке к урокам – исследования важно осуществить ряд шагов. 1.Определение темы и задач урока: ознакомление с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка; распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные; накопление и отбор материала; консультации.
2. Структура урока – исследования Основные этапы: определение темы исследования; формулирование темы исследования; мотивация актуализация; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы; интерпретация полученных данных; вывод по результатам исследовательской работы; применение новых знаний в учебной деятельности.
Реализация принципов обучения : принцип наглядности; научность обучения; соблюдение систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие: учитель подводит учеников к поставленной задаче и предлагает найти способ ее решения; ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; даются исследовательские задания по тексту или литературоведческим источникам.
Рисунок / Колорит
Критерии оценки таких уроков проводятся по двум параметрам: 1.умение применять мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция и др. 2.выявление уровня восприятия изучаемого материала, учитывая степень его понимания.
В процессе приобретения знаний помогают подачи теоретического и практического материала.
Проведение таких уроков, на мой взгляд, способствует: 1.воспитанию интереса к изучаемому материалу; 2.активизации мыслительной деятельности на уроке; 3.развитию навыков самостоятельной работы, оперированию полученными знаниями; 4.развитию связной монологической речи.