Учебные материалы к урокам русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого
Имя существительное как часть речи 1.Словарная работа. -Расставьте ударение в словах. Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, поняла, красивее, документ, километр, случай, хозяева.
Переход слов из одной части речи в другую 1) Больной котёнок жалобно мяукал. Больной недавно посетил врача. 2) Это пение прекрасно. Певец прекрасно пел.
Словарно-орфографическая работа - ДОГАДАЙТЕСЬ, ВО ЧТО ПРЕВРАТЯТСЯ ГЛАГОЛЫ МЕЛИ, ОКУНИ, ПРЯДИ, СОЛИ,ЕСЛИ ПЕРЕНЕСТИ УДАРЕНИЕ С ПОСЛЕДНЕГО СЛОГА НА ПЕРВЫЙ?
Синтаксические минутки Назовите основы предложений, дайте им характеристики. 1.Перед нами была большая лужайка с высокой травой, с белыми медуницами, с иван-чаем, с высокими лиловыми колокольчиками. 2. В кайме из белой сирени блистал под солнцем небольшой пруд.
Свободный диктант В записанном тексте выделите знакомые орфограммы. Какая орфограмма встретилась чаще других? 1.На лесной поляне растет старая ель. Её вершина высоко поднялась над другими деревьями. 2.Раньше на этой поляне было много молодых ёлочек. Они разрастались, мужали. Но не все ёлочки дожили до этого возраста. Одни зачахли, погибли; другие срубили. 4.И только одна могучая ель стоит на просторной поляне. Ранней весной упадет семечко ели во влажную землю, прорастет. Покажется маленький росток. Он даст жизнь новому дереву.
Падеж имен существительных 1. Синтаксические минутки. 1. Синтаксические минутки. Назовите грамматические основы предложений. Начертите схемы этих предложений. 1.Цветением парки объяты, кварталы светлы и стройны.2.Смелость горы преодолевает, мужество моря переплывает. 3.Хоккейная команда- многократный чемпион мира.
К какому склонению относятся имена существительные? Как вы это определили? Родина-отечество, клумба-цветник, лес- дубрава, станция-разъезд, город- столица, солнце-свет, рассвет-утро, ночь-темнота, печь-печка, свечка- огарок, портфель-сумка, лошадь-конь, дочь-дочка, рожь-хлеб, дед-дедушка. Родина-отечество, клумба-цветник, лес- дубрава, станция-разъезд, город- столица, солнце-свет, рассвет-утро, ночь-темнота, печь-печка, свечка- огарок, портфель-сумка, лошадь-конь, дочь-дочка, рожь-хлеб, дед-дедушка.
Спишите. Над именами существительными надпишите склонение и падеж. Обозначьте окончания. 1.Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей. 2.Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. М.Горький
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе Спишите, дописывая окончания –И- или –Е-. Объясните выбор окончания. Побывать в Воронеж…, жить в Сибир…. Построиться на площад.., на волейбольной площадк... Выловил в проруб.., узнал о порубк.. леса.
Спишите. Над существительными с пропущенными окончаниями обозначьте склонение и падеж.Обычно я поселяюсь на всё лето до осен.. в деревн... 2.На моторк.. переправились на правый берег Тунгуски. 3.В будк.. пахло тёплым хлебом. 4.На запад.. красноватый отблеск ещё теплится. 5.Я люблю проснуться на сеновал...6.Вся палата была залита горячим солнцем, слабый ветерок играл белой занавеской на балкон...
Падежные окончания у существительных на- ИЯ, -ИЕ, -ИЙ Спишите, дописывая окончания. Обозначьте склонение и падеж. В школьном здани..; написали о Васили.., о Мари.., о Лиди..; позаботиться о своём зрени..; рассказали о планетари..; любовь к Росси..; книги о Германи.., о Португали..; подъезжали к границ.. Чехи..; встретились на станци...