Конференция «Финансовый кризис: новые обстоятельства требуют новых решений» Ростов-на-Дону, 28 апреля 2009 года Краснодар, 29 апреля 2009 года «Дебиторская задолженность: способы взыскания» Эберг Артур Арутович, адвокат, управляющий партнер «Эберг, Степанов и партнеры», Ростов-на-Дону Эберг, Степанов и партнеры юридическая фирма
Ни одна задолженность не должна оставаться без внимания! Актуальность работы с дебиторской задолженностью (ДЗ) повысилась т.к.: - ухудшилась экономика предприятий - повысились риски неплатежей
Кризис - пора платить за ошибки Кризис обнажает несовершенство системы принятия решений о товарном кредитовании клиентов Осторожность и скептицизм при принятии решений: лучше не рисковать, чем потерять Качественный сбор и анализ последней информации: лучший способ сохранить свои деньги История – хорошо, новейшая история – лучше. Работа в новой системе координат.
Необходимость формализации процесса принятия решений, относящихся к работе компании с ДЗ. Совет/Комиссия по работе с ДЗ Регламент/Положение о Совете/Комиссии Дополнительно: автоматизированная система учета и поддержки принятия управленческих решений по работе с ДЗ
1. Наладить взаимодействие между службами, работающими с ДЗ: безопасности, экономической, юридической, PR-службой, др. 2. Наладить взаимодействие между органом компании по недопущению образования ДЗ и органом компании по взиманию ДЗ.
Роль службы экономической безопасности: Оперативное реагирование на просрочку и привлечение наработанных связей Применение методов психологического воздействия на должника Применение широкого спектра методов официального давления на должника Актуализация сведений по должнику: - собственники и акционеры компании, - наличие или отсутствие исполнительного производства, угрозы банкротства, - перспективы и ситуация в отрасли, - кредитная история
Роль экономической службы: Актуализация сведений по должнику: - величина активов компании, - динамика продаж, - ликвидность активов Роль юридической службы: Оперативная и качественная подготовка претензионно- исковой документации Обеспечение юридической защиты интересов компании в форме единых стандартов договорной документации Применение широкого спектра юридических методов давления (гражданско-правового и уголовно-правового) Контроль хода исполнительного производства
PR-сопровождение судебных разбирательств а) повышение эффективности участия компании в судебных разбирательствах, в) формирование благоприятного общественного мнения о компании до, во время и после судебного разбирательства. Основные PR-мероприятия: размещение пресс-релизов, статей в СМИ, на сайте компании проведение пресс-конференций привлечение представителей СМИ в судебное заседание
Классификация дебиторов А: Добросовестные Группа наиболее надежных клиентов. Платежи за отгруженную продукцию проводятся своевременно. Возможны разовые задержки оплаты сроком до 30 дней при сохранении лояльной и вразумительной позиции руководства контрагента и готовности без дополнительных судебных разбирательств погасить образовавшуюся задолженность.
Классификация дебиторов B: Надежные Группа клиентов, надёжность которых не вызывает сомнения. Баланс указанных предприятий имеет достаточную величину чистых активов и основных фондов. Задержка оплаты произошла в силу особых обстоятельств, но клиенты дают письменные гарантии добровольно исполнить обязательства по контракту в перспективе до 3 месяцев. Присвоение данной категории не освобождает предприятие от претензионно- исковой работы. Претензионная работа ведется до полного погашения долга или согласования механизма погашения просроченной ДЗ.
Классификация дебиторов C: Проблемные Группа клиентов, которые в силу сложившихся финансовых или других трудностей не желают добровольно исполнить обязательства по договору. Взыскание задолженности видится в перспективе длительных судебных разбирательств. D: Безнадежные Контрагенты, по которым уже имеется решение о прекращении исполнительного производства в связи с розыском контрагента или руководителя, отсутствует имущество, на которое может быть наложено взыскание. E: Банкроты
Просрочка: предварительный анализ Перед реализацией мер по истребованию задолженности руководителю необходимо ответить на нижеперечисленные вопросы, что поможет определить остроту ситуации и принять своевременное решение о применении более жестких мер: - Носят ли проблемы с оплатой текущего долга временный или системный характер? - Насколько удается вести конструктивный диалог с руководством компании-должника? - Есть ли негативные тенденции в бизнесе компании- должника?
Признаки ухудшения экономического положения компании-должника: Факты судебных разбирательств с участием должника в качестве ответчика Резкое падение товарных остатков на складе должника, снижение объемов производства, сокращение персонала Реализация должником крупных капиталоемких инвестиционных проектов в условиях дефицита финансирования
Аргументы досудебного понуждения Прекращение товарного кредитования в будущем Судебные процедуры будут пройдены быстро Направить банкам-кредиторам письма о намерении признать должника банкротом Направить соответствующее заявление в органы внутренних дел Внести дебитора в «черный» список и разослать партнерам по отрасли Профинансировать «PR» в СМИ Передать долг на аутсорсинг
Методы воздействия на должника Организация ежедневных уведомлений руководителей компании-должника Проведение личных встреч и изматывание руководителей должника Рассылка писем в компетентные органы с просьбой привлечь к уголовной ответственности Проведение встреч с руководством местных и областных органов власти, информирование о фактах просрочки обязательств Контроль движение денежных средств, оказание содействия службе судебных приставов в аресте расчетных счетов
Основные мероприятия по получению ДЗ 1. переговоры с целью внесудебного погашения просроченной ДЗ 2. истребование в судебном порядке неоплаченных товаров, проданных в кредит (в рассрочку) 3. истребование в судебном порядке причитающихся компании денежных средств 4. сопровождение исполнительного производства 5. участие в процедуре банкротства должника 6. передача прав кредитора другому лицу
Исполнители 1- юридические департаменты компаний? 2- внешние юристы? - «бренд, печать» - «умные головы» - «свободные руки» 3- коллекторы? 4- медиаторы? 5- посредники?
Ни одна задолженность не должна оставаться без внимания!
Спасибо! Эберг Артур Арутович, адвокат, управляющий партнер «Эберг, Степанов и партнеры», Ростов-на-Дону тел. +7 (863) Эберг, Степанов и партнеры юридическая фирма