«Надо учиться, чтобы быть…» А.Ф. Лосев Понимание текста – залог качественного образования школьников ( в рамках подготовки к ЕГЭ ) Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Ливенская СОШ 2 Тятых Т.Н.
Задачи современного образования Освоение информационных образовательных технологий. Формирование у обучаемого навыков самостоятельной работы со знаниями. Формирование навыков работы с источниками информации. Формирование коммуникативной культуры школьников.
Навыки самостоятельной работы Уметь точно формулировать проблемы. Быстро и эффективно собирать и оценивать информацию. Выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия. Самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему. Гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.
Результаты ЕГЭ Год аттестаци и «5»«4»«3»«2»Кач-во знания
Методика контрольно- оценочной деятельности Тетрадь «Моя подготовка к ЕГЭ» -схемы, таблицы, алгоритмы -контроль знаний, умений, навыков - справочный материал по языковым средствам -речевые клише - памятки - копилка тестовых заданий Рабочая папка
Задание уровня С может выполнить каждый ученик Не бросай ученика в пучину трудностей, пока не научишь преодолевать их
Определение темы исходного текста. Выделение ведущей проблемы текста. Комментирование поставленной в тексте проблемы. Формулирование авторской позиции. Отражение личностной позиции с приведением двух аргументов.
Работа с текстом ТЕМА – предмет речи – О КОМ? О ЧЕМ?
Алгоритм определения темы текста Из каждого абзаца выпиши ключевые слова и словосочетания. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста. Сформулируй тему текста, используя формулу: РЕЧЕВОЕ КЛИШЕ + КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ).
ПРОБЛЕМА – это вопрос, который поднял автор. ПРОБЛЕМАТИКА – это круг вопросов, совокупность проблем.
Позиция автора - авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
Самостоятельная работа участников семинара
Алгоритм работы с текстом Определение темы текста. Выделение проблемы текста. Формулирование авторской позиции. Отражение личностной позиции Приведение двух аргументов.
Как активизировать образное мышление учащихся на уроках географии, биологии, музыки, изобразительного искусства?
Советы коллегам – предметникам (в контексте межпредметных связей) География: «Изучаем рельеф местности» Вы стоите на вершине высокой горы. Посмотрите вниз. Опишите увиденное. Химия: Вы стоите у подножия водопада. Посмотрите вверх. Это низвергается вода. Расскажите о воде как о химическом элементе, одновременно создавая художественный образ
Советы коллегам – предметникам (в контексте межпредметных связей) Биология: изучаем грибы «Я гриб-подосиновик». Рассказ от лица гриба (ролевая игра) Музыка: я – композитор Напишите словами музыку к тексту.
Спасибо за сотрудничество!