Логико-структурный подход Тимофеев Сергей Евгеньевич
Суть любого проекта – это разрешение проблемной ситуации ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ
Логико-структурный подход (ЛСП) – Агентство США по Международному развитию (USAID) в конце 60-х годов Оказание помощи в планировании, управлении и оценке процессов и мероприятий Цель ЛСП – создание Логико-Структурной Матрицы (ЛСМ) проекта – логической схемы, увязывающей цели, задачи, деятельность по проекту и сопутствующие риски
ЛСП включает 2 этапа: аналитическую фазу и фазу планирования Аналитическая фаза включает в себя этапы: Анализ заинтересованных сторон (стэйкхолдеров) – идентификация групп, отдельных лиц и учреждений, интересы которых может затронуть проект, а также определение их основных ключевых проблем, ограничений и возможностей; Анализ проблем – формулировка проблем, определение причинно-следственных связей и построение дерева проблем; Анализ целей – выведение целей из определенных проблем; определение отношений «средства достижения – конечный результат», объединение целей в группы, определение стратегии проекта и построение дерева целей.
Фаза планирования включает следующие этапы: Выделение логики участия – определение составных частей проекта, проверка его внутренней логики, формулировка целей с точки зрения возможностей их измерения. Указание допущений и факторов риска - выявление условий, могущих оказать отрицательное влияние на выполнение проекта и не поддающихся контролю со стороны менеджмента проекта. Определение показателей – определение способов измерения прогресса, достигнутого в выполнении проекта; формулировка показателей; Составление графика мероприятий – установление последовательности и взаимозависимости мероприятий, указание их предполагаемой продолжительности; расстановка вех и распределение обязанностей определение, средств измерения. Составление плана расходов – указание требующихся ресурсов, разработка графика расходов, подготовка подробного бюджета.
ШАГ 1. Анализ заинтересованных сторон (стэйкхолдеров) Задача этапа – определить / описать ВСЕХ лиц / организации, которых затронет реализация проекта Описание должны быть конкретным и проверяемым Стэйкхолдеры (кто, количество) Их выгоды / невыгоды от участия в проекте Их влияние на проект (польза / вред) Механизмы вовлечения / дистанцирова ния
ШАГ 2. Анализ проблем Формулирование основной проблемы, которую будет решать проект Идентификация ВСЕХ возможных причин, вызывающих проблему Построение «дерева проблем» - причинно-следственных связей от первичных причин к проблеме проекта Плохая «экология» Общая идея Низкий уровень экологически приемлемых управленческих решений в N-ском МО Псковской области Проблема, которую будет решать проект
Низкий уровень экологически приемлемых управленческих решений в N-ском МО Псковской области Низкий уровень использования экологической информации Специалисты не учитывают последствия экологически неприемлемых решений Неумение журналистов преподносить эко- информацию Сбор и обработка эко- информации не систематизированы Источники экологической информации производят некачественные информационные продукты Неразвитость системы гос. контроля за реализацией решений Низкое качество имеющейся экологической информации Низкое мотивирующее воздействие экологической информации Идентификация всех возможных причин проблемы
Типичные ошибки: Неточное формулирование («плохое управление») «Отсутствующие решения» («отсутствие квалифицированного персонала»)
Низкий уровень экологически приемлемых управленческих решений в N-ском МО Псковской области Низкий уровень использования экологической информации Специалисты не учитывают последствия экологически неприемлемых решений Неумение журналистов преподносить эко- информацию Сбор и обработка эко- информации не систематизированы Источники экологической информации производят некачественные информационные продукты Неразвитость системы гос. контроля за реализацией решений Низкое качество имеющейся экологической информации Низкое мотивирующее воздействие экологической информации Построение «дерева проблем» Причины Следствия
ШАГ 3. Анализ целей Если анализ проблем представляет отрицательные аспекты существующей ситуации, анализ целей представляет положительные аспекты желаемой будущей ситуации Построение «дерева целей» «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ» СВЯЗКА «ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ» ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СВЯЗКУ «СРЕДСТВО-РЕЗУЛЬТАТ» ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ДАЕТ ПОЛНУЮ КАРТИНУ ЖЕЛАЕМОЙ СИТУАЦИИ В БУДУЩЕМ
Построение «дерева целей» Высокий уровень экологически приемлемых управленческих решений в N-ском МО ПО Высокий уровень использования экологической информации Специалисты учитывают последствия экологически неприемлемых решений Высокое мотивирующее воздействие эко- информации Высокое качество эко- информации Развита система госконтроля Журналисты обучены преподносить эко- информацию Источники эко- информации производят качественные инфо- продукты Сбор и обработка эко- информации систематизированы Причины Следствия
ШАГ 4. Определение логики / стратегии проекта ВЫБОР ТЕХ ЦЕЛЕЙ. КОТОРЫЕ БУДУТ ВКЛЮЧЕНЫ В ПРОЕКТ И ОСТАНУТСЯ ЗА РАМКАМИ ПРОЕКТА ТАКИМ ОБРАЗОМ МЫ ОПРЕДЕЛЯЕМ ОБЩУЮ ЦЕЛЬ И ЦЕЛЬ ПРОЕКТА АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ВЫПОЛНИМОСТЬ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ И СФОРМИРОВАТЬ КЛАСТЕРЫ ПРОЕКТА
«Дерево целей / Анализ стратегии» Высокий уровень экологически приемлемых управленческих решений в N-ском МО ПО Высокий уровень использования экологической информации Специалисты учитывают последствия экологически неприемлемых решений Высокое мотивирующее воздействие эко- информации Высокое качество эко- информации Развита система госконтроля Журналисты обучены преподносить эко- информацию Источники эко- информации производят качественные инфо- продукты Сбор и обработка эко- информации систематизированы
«Анализ стратегии» Уровень общей цели Высокий уровень экологически приемлемых управленческих решений в N-ском МО ПО Уровень цели проекта Высокий уровень использования экологической информации Специалисты учитывают последствия экологически неприемлемых решений Уровень результатов Высокое мотивирующее воздействие эко- информации Высокое качество эко-информации Развита система госконтроля Уровень мероприятий Журналисты обучены преподносить эко- информацию Источники эко-информации производят качественные инфо-продукты Сбор и обработка эко-информации систематизированы
УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ 1.1. Обучить журналистов навыкам преподнесения эко- информации УРОВЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ Оценить потребности в обучении Создать модули курса обучения Провести обучение
Шаг 5. Составление графика мероприятий мероприятия Месяц 1 Месяц 2 Месяц 3 Месяц 4 Месяц 5 Отв Обучить журналистов навыкам преподнесения эко-информации Оценить потребности в обучении К Создать модули курса обучения К Провести обучениеМ, П
Шаг 6. Составление плана расходов / бюджета Бюджетная строкаЕд.Цена за единицу Кол- во Общая сумма Требуемое финансирование Со- финансирование 1.1. Обучение журналистов навыкам преподнесения эко-информации Исследование потребностей в обучении конт ракт Разработка модулей обучения конт ракт Обучающие семинарыдень ИТОГО