ПЕРВАЯ БИБЛИОТЕКА НА РУСИ Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром». Книги для библиотеки покупались и в других странах. В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда». Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье, где в советское время были сооружены дома высших руководителей партии и правительства Украины и куда не проникал даже взгляд постороннего человека. Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся древние книги.
Книжная графика Книжная графика один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.
Графика (греч. γραφικος письменный, от греч. γραφω пишу) вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже фактурной) поверхностью бумаги главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Наиболее общий отличительный признак графики особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет). Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер ( ), Хиросиге Андо( ) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика ( ), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX начала XX веков. Многие художники- живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.
Влади́мир Андре́евич Фаво́рский ( ) - русский, советский художник, мастер ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства. Действительный член АХ СССР (1962). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).
Начал я рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником....Таким образом, создалась художественная линия в семье. Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь поучать или вести за собой... А когда вошёл в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие также видели его, научить их видеть этот мир. В. Фаворский. Для каталога собственной выставки. 15 июля 1964 года В. Фаворский. Из иллюстраций к роману П. Муратова «Эгерия» Торцовая гравюра (Не изданы)
В. Фаворский. Иллюстрация к сборнику стихов Валериана Бородаевского «На лоне родимой земли» Ксилография В. Фаворский. Ф. М. Достоевский Ксилография
Сходство между архитектурой и книжным искусством находим мы и в том, что и архитектурный памятник и книгу мы воспринимаем во времени. Книга, являясь пространственным произведением, изображающим литературное произведение, естественно располагает свои элементы во времени, организуя наше движение, ведя нас согласно содержанию книги от момента к моменту. В. А. Фаворский. «О синтезе искусств» Фаворский с сыном. Рисунок В. С. Щербакова, ок В. Фаворский. Фрагмент фрески в Музее охраны материнства и младенчества. Москва, 1933