А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности
ПРОЕКТ Проект - завершенный цикл продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, учебного заведения, предприятия. Проект - завершенный цикл продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, учебного заведения, предприятия. Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией
Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный. Класс проекта : монопроект, мультипроект, мега-проект. Программы - особо крупные проекты
Пример иерархии проектов конкретного педагога
Проект включает в себя три фазы: - фаза проектирования, - технологическая фаза, - рефлексивная фаза.
Временнáя структура проекта
фаза проектирования включает следующие стадии: 1.Концептуальная; 2. Моделирования системы; 3. Конструирования системы; 4. Технологической подготовки.
Концептуальная стадия состоит из этапов: - выявление противоречия; - формулирование проблемы; - определение проблематики; - определение цели; Типичные ошибки: цель – самоцель; подмена цели средствами; смешение целей -выбор критериев. Ошибочность критериев Завершение стадии - Техническое задание
Стадия моделирования. Состоит из этапов: -построение моделей; -Модель –образ будущей системы -Метод сценариев, деловые игры, мозговой штурм -оптимизация моделей; -выбор модели (принятие - решения). -экспертиза
Стадия конструирования системы. Состоит из этапов: - декомпозиция; - агрегирование; - исследование условий; -Условия: мотивационные; кадровые; материально-технические; научно-методические; финансовые; организационные; нормативно- правовые; информационные. - построение программы.
Построение программы Программа реализации модели – это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Операция «определения основных вех». Детальное планирование – разработка детального графика выполнения работ по реализации системы: – все ключевые события и даты; – все ключевые события и даты; – точную последовательность работ. – точную последовательность работ. - сетевое планирование - сетевое планирование
Работа А Работа В Работа Д Работа Г Рис. Фрагмент сетевого графика Работа Б
Диаграмма Ганта Задачи
СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Стадия технологической подготовки процесса реализации спроектированной системы в практике. Она заключается в: подготовке рабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций исполнителей при реализации сложного проекта и т.п. ; подготовке рабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций исполнителей при реализации сложного проекта и т.п. ; материально-техническом обеспечении и т.д. материально-техническом обеспечении и т.д.
Технологическая фаза проекта технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи.
Рефлексивная фаза проекта Проект завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний: - объекта продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка) результатов проекта; - субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия.
Структура рефлексивной фазы проекта
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА Итоговая оценка - сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям: – достигнута цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? – достигнута цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? – удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? – удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? – к каким последствиям привела реализация проекта? В чем эти последствия положительны, а в чем – отрицательны? – к каким последствиям привела реализация проекта? В чем эти последствия положительны, а в чем – отрицательны? – как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? Внешнюю среду? Чьи интересы она затронула, деформировала: обучающихся, педагогов, руководителей образовательного учреждения, родителей, общественность, органы управления образованием, экономические, социальные, культурные структуры региона и т.д.? – как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? Внешнюю среду? Чьи интересы она затронула, деформировала: обучающихся, педагогов, руководителей образовательного учреждения, родителей, общественность, органы управления образованием, экономические, социальные, культурные структуры региона и т.д.? – какой опыт приобрели участники в проектировании, реализации, оценке? Как его можно использовать в дальнейшем? – какой опыт приобрели участники в проектировании, реализации, оценке? Как его можно использовать в дальнейшем?
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Основными методами оценки эффективности реализации проекта являются: – самооценка. В случае коллективного проекта – коллективная самооценка, получаемая в результате обсуждений, дискуссий; – самооценка. В случае коллективного проекта – коллективная самооценка, получаемая в результате обсуждений, дискуссий; – экспертиза с привлечением независимых экспертов – специалистов со стороны – экспертиза с привлечением независимых экспертов – специалистов со стороны
Комплекс умений рефлексивного анализа: – умение осуществлять контроль своих действий; – контролировать логику развертывания своей мысли (суждения); – анализировать опыт своей прошлой деятельности; – умение встать на позиции разных «наблюдателей».
Проблема оптимальной частоты проектов нормальная частота большая частота