Обеспечение преемственности учебного и программного материала при переходе из начальной школы в основную г. Агафонова Татьяна Григорьевна, главный специалист отдела общего образования Департамента образования
Нормативно-правовые документы 1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от г. N 196) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г.) – 36; 2. Федеральный закон "Об образовании" от г.; 3. Федеральный закон "Об образовании" 273 от г. 4. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную (письмо Министерства образования РФ от г. N /13); 5. "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию" ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 января 2007 г. 5);
Нормативно-правовые документы 6. Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2009 г. 729);приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2009 г Порядок отбора организаций осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2009г. 88); 8. Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2010 г. N 428); 9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (приказ Министерства образования и науки РФ от );
Нормативно-правовые документы 10. Об использовании учебников в образовательном процессе (Письмо Минобрнауки России от МД-1634/03); 11. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885; 12. Изменения, которые вносятся в Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2009 г (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от г. 16);приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2009 г Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067.
Статья 63. Общее образование 1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. (ФЗ 273 от «Об образовании») ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ- связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций. (БЭС)
"Успешность адаптации школьника к обучению в х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием» (письмо Министерства образования РФ от г. N /13).
Необходимо: - иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях; - наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы); - знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника. (письмо Министерства образования РФ от г. N /13).
Преемственность в становлении личности Преемственность в содержании обучения Преемственность в методах, формах, приёмах, средствах обучения
Ряд проблем преемственности –Отсутствие механизма согласования целей и задач обучения по ступеням. –Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума. –Недостаточный уровень психолого- педагогического обеспечения адаптационного периода. –Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе 273 от ) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; 29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.