О ходе реализации балльно-рейтинговой системы в СВФУ Якутск, 2012 СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.К. АММОСОВА 1
Нормативные документы РФ Приказ Минобразования от "О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов"; Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от ин/15 «О примерном положении об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц»; Методические рекомендации к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденные приказом Минобразования 2654 от ; Приказ Министерства образования и науки РФ от «О реализации эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе»; Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц»;
Нормативные документы СВФУ Положение о кредитно-модульной организации учебного процесса в СВФУ (утверждено на УС СВФУ ) Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц (утверждено на УС СВФУ ) Положение о балльно-рейтинговой системе СВФУ. Версия 2.0. (утверждено приказом 419-ОД от )
Цели внедрения БРС стимулирование систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей; дифференциация оценки знаний при переходе на уровневую систему образования; эффективное управление учебным процессом в университете.
Основные задачи БРС активная и равномерная работа студентов в течение семестра; повышение эффективности СРС; усиление контроля над систематической работой студентов; повышение самодисциплины и ответственности студентов; объективная оценка успеваемости и компетентности студента.
Основные принципы организации БРС БРС является базовой системой оценивания успеваемости студентов; БРС внедряется для всех направлений подготовки (специальностей) ВПО по ФГОС; Текущий, рубежный и промежуточный контроль освоения студентом каждой дисциплины (модуля) осуществляется в рамках накопительной (кумулятивной) БРС; Рейтинговый балл по каждой дисциплине складывается из баллов, набранных студентом при выполнении всех видов учебных работ (лабораторных, практических сам.работ и др.), а также баллов, полученных за знания по теоретической части; Шкала оценок по отдельным модулям каждой учебной дисциплине разрабатывается кафедрой при согласовании с соответствующей выпускающей кафедрой и сообщается студентам в начале каждого семестра; Оценка не должны зависит от трудоемкости вида учебной работы или дисциплины и должна отражает качество освоения учебного материала и уровень приобретенных знаний, умений и владений; Методика проведения текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации является обязательной частью РПД
Мероприятия по внедрению БРС Разработано положение о БРС в СВФУ; Учебными подразделениями ведется разъяснительная работа среди студентов по использованию БРС; Установлены графики контрольных срезов; Проведены обучающие семинары, в том числе и по второй версии; Проведены лекции для первокурсников по использованию БРС; В рамках конференции первокурсников со студентами 1-го курса в формате Open space обсуждался вопрос реализации БРС; УМУ ведет опросы первокурсников и учебных подразделений по использованию БРС.
Рейтинг по учебным подразделениям СВФУ по итогам летней сессии уч.г.
Рейтинг по направлениям головного вуза
Сравнение средних баллов за осенний и весенний семестры уч.г
Учебные подразделения должны были представить в ИМО УМУ до результаты текущей аттестации (контрольные срезы) - 12 подразделений (нет БГФ, ИЯКН, ФЛФ, ИТИ). На основе полученных данных сделан количественный анализ по двум параметрам: доля студентов из общего числа, допущенных к сессии (это студенты, имеющие не менее 60 баллов по дисциплинам с зачетом, не менее 45 баллов по дисциплинам с экзаменом); доля студентов из общего числа, претендующих на «автомат» хотя бы по одной дисциплине (допущенные и имеющие не менее 55 баллов хотя бы по одной дисциплине)
Доля студентов 1 курса, допущенных к сессии без задолженностей Доля студентов 1 курса, имеющих академическую задолженность Результаты текущей аттестации студентов 1 курса
Доля студентов 2 курса, допущенных к сессии без задолженностей Доля студентов 2 курса, имеющих академическую задолженность Результаты текущей аттестации студентов 2 курса
Студенты, претендующие на получение «автомата» хотя бы по одной дисциплине 1 курс2 курс
в настоящее время представленные данные по срезам не позволяют оценить реальную ситуацию по текущей успеваемости студентов и итогам зачетной недели;
ИМО подготовлен список дисциплин, показатели которых по БРС, «вызывают вопросы» и, по мнению отдела, не соответствуют нормам, определенным в Положении о балльно-рейтинговой системе в СВФУ – 111 наименований. Часто упоминаемые дисциплины: Философия; Культурология; Безопасность жизнедеятельности; История; Введение в циркумполярное регионоведение; Народы и культуры циркумполярного мира; Правоведение; Русский язык и культура речи; Физическая культура Наибольшее количество дисциплин с несоответствиями критериям: ФЭИ – 29; ИФКиС – 17; ИФ – 15; АДФ – 14; ИМИ – 13.
Учебными подразделениями были предоставлена информация по итогам собраний, проведенных со студентами 1-2 курсов по вопросам реализации БРС. Указано 44 дисциплины, по которым у студентов есть замечания: Выставление отрицательных баллов по философии; Студентам не объявляются накопленные баллы (12 дисциплин); Не предоставляются листы контрольных мероприятий, критерии оценки (16 дисциплин) Разработанные критерии не в полной мере понятны студентам и деканатам (9); Отказ ставить «автоматы» (философия, общая биология, землеведение); Деканатами и учебно-методическими отделами УчП сделаны следующие замечания: к преподавателям Формальное отношение преподавателей к БРС (иногда баллы «рисуются» или «меняются» при сдаче данных); Не соблюдаются сроки по сдаче данных по БРС; Не соблюдаются требования Положения о балльно-рейтинговой системе в СВФУ; Выпускающие кафедры не участвуют в контроле успеваемости студентов. к студентам Несвоевременное выполнение СРС, что в дальнейшем приводит к многочисленным отработкам; Формальное отношение с БРС (на ФЭИ).
АДФ4 физическая культураисторияфилософия русский язык БГФ2 землеведениеобщая биология ГРФ14 физическая и коллоидная химияисторическая геологиярусский язык физическая культурамеханикагеология риторикакриталлография и минерологияматематика информатикасопротивление материаловистория БЖДкультурология ИЗФИР8 информатикавведение в регионоведениепоэтика политологиястрановедениеантичная литература латинский язык ИМИ6 БЖДуправление проектамистатистика и бух.учет экологияанглийский языкфилософия ИП1 физическая культура ИТИ8 информатикафизикасоциология физическая культурахимияанглийский язык якутский языкпсихология МИ8 история Якутиииностранный языкфилософия История Отечествапатологическая анатомия биологияправоведение ПИ2 физическая культураистория ТИ 1 инженерная графикатеоретическая механикафилософия ФЛФ7 иностранный языксовременный русский языкфилософия физическая культуравведение в литературоведение ФТИ1 материаловедение и технология конструкционных материалов
Предложения от УчП уточнить механизм перезачета дисциплин и выставления буквенного эквивалента (ИЗФИР); введение в Устав СВФУ положения об оплате обучения от отчисляемых студентов за период обучения (ИМИ); баллы подсчитывать за каждый контрольный срез нарастающим итогом (ИМИ, МИ, ЮФ); внедрить информационную систему для автоматизации БРС (ИМИ, ИЯКН, ФЭИ); разработать систему материального стимулирования преподавателей по внедрению БРС (ИМИ); прописать в Положении действие единого понижающего коэффициента при отработках. При этом данный коэффициент не применяется для студентов, пропустивших занятия по уважительной причине (МИ); дополнительные семинары по БРС (ФЭИ).
оценка знаний студентов, обучающихся на 1 и 2 курсах по ООП ВПО по подготовке бакалавров и специалистов, осуществляется на основе БРС; учебными подразделениями отмечается положительная сторона введения БРС в вопросах стимулирования систематической работы и повышения самодисциплины студентов; реализации БРС не осуществляется в полной мере в соответствии Положению о балльно-рейтинговой системе СВФУ; преподаватели не придерживаются сроков сдачи отчетной документации, что не позволяет деканатам и учебно-методическим отделам учебных подразделений оценить текущую успеваемость студентов, сделать прогнозы на сессию и провести мероприятия по повышению общей и качественной успеваемости; наблюдается формальное отношение среди ППС к использованию БРС; не все выпускающие кафедры осуществляют контроль текущей успеваемости студентов, обучающихся по ООП, разработанной кафедрой; требуется дальнейшее обучение ППС по методике использования БРС; подведение итогов БРС требует скорейшей автоматизации, что оптимизировало бы работу деканатов и самих преподавателей в вопросе заполнения отчетной документации и статистической обработки данных; Положение о балльно-рейтинговой системе требует внесения дополнений по части добора и отработки баллов. Выводы