Волкова Ирина Олеговна, профессор НИУ ВШЭ, руководитель мониторинга образовательных программ в 2012 году от Экспертного совета Комиссии Организация и проведение мониторинга образовательных программ в 2012 году Методический семинар «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНА»
Цели и задачи проведения мониторинга образовательных программ Повышение эффективности и качества реализации российскими образовательными учреждениями образовательных программ; Совершенствование управления образовательными программами; Совершенствование деятельности российских образовательных учреждений за счет распространения отечественного опыта в области подготовки управленческих кадров; Осуществление системы мониторинга образовательных программ, реализуемых в рамках Государственного плана.
Основные положения проведения мониторинга Образовательные программы, подлежащие мониторингу 10 проектно-ориентированных образовательные программы (тип А) и 40 программ повышения квалификации (тип Q), включенные в Государственный план подготовки управленческих кадров в 2010/2011 – 2011/2012 учебных годах. Условия участияУчастие образовательного учреждения в мониторинге является обязательным. В случае отказа от участия в мониторинге образовательная программа может быть рекомендована к исключению включена в перечень образовательных программ Финансирование мониторинга Средства Федерального бюджета. Организатор – ФГУ «Федеральный ресурсный центр»
Основные участники мониторинга Министерство экономического развития России Государственный заказчик – организует проведение общественной экспертизы. Утверждает рейтинг качества образовательных программ Экспертный Совет Комиссии Координирует работу экспертных групп по направлениям. Проводит обсуждение итогов заочного и очного этапов мониторинга Экспертные группы по направлениям Проводят очный и заочный мониторинг образовательных программ Федеральный ресурсный центр Организует и координирует проведение мониторинга. Обеспечивает информационную поддержку мониторинга
Принципы формирования критериев оценки образовательных программ: Соответствие целям подготовки управленческих кадров с ориентацией на компетентностный подход: миссия образовательной программы; модель компетенций менеджера; структура образовательной программы в целом и отдельных дисциплин, с учетом специализации; система межорганизационных связей и стажировок. Соответствие потребностям реализации междисциплинарного, компетентностного и проектно- ориентированного подходов: учебно-методическое обеспечение дисциплин; методы обучения; система оценки качества и результативности обучения. Учет образовательных потребностей специалистов и рекомендующих организаций в: содержании образовательной программы; учебно-методическом обеспечении образовательной программы; методах обучения; системе межорганизационных связей и стажировок. Соответствие заявленных образовательным учреждением параметров и условий реализации образовательной программы и фактического состояния по следующим направлениям: кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение; информационное обеспечение; система управления образовательной программой.
Перечень документов, предоставляемых образовательным учреждением в ФБУ «ФРЦ» в электронном виде необходимых для проведения внешней заочной экспертизы Анкета самооценки Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации для проведения общественной экспертизы. Отчеты о реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации за 2010/2011 и 2011/2012 учебных года. Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ. Выпускные квалификационные работы (не менее 3 шт.). Рабочие программы всех обновленных курсов. Расписание учебных занятий за последний учебный год. Ведомость посещения занятий (не менее 3 шт.). Ведомость успеваемости по учебной дисциплине (не менее 3 шт.). Личное дело слушателя (не менее 2 шт.).
Примерная программа проведения внешней очной экспертизы проектно-ориентированной образовательной программы (тип А) 1. В ходе внешней очной экспертизы эксперты запрашивают у образовательных учреждений материалы и документы по вопросам, подлежащим рассмотрению при проведении экспертизы и проводят изучение указанных материалов и документов; 2. В ходе внешней очной экспертизы эксперты запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим рассмотрению при проведении экспертизы; 3. Эксперты проводят беседы и встречи: - с профессорско-преподавательским составом организации, - с обучающимися слушателями Программы; - с выпускниками Программы; - представителями региональной Комиссии; - с руководством образовательного учреждения; - с руководством Программы; - представителями работодателей. 4. Эксперты проводят анкетирование слушателей по вопросам, подлежащим рассмотрению при проведении общественной экспертизы; 5. Эксперты проводят проверку качества подготовки слушателей и выпускников в различных формах;
Примерная программа проведения внешней экспертизы образовательной программы повышения квалификации (тип Q) 1. В ходе внешней очной экспертизы эксперты запрашивают у образовательных учреждений материалы и документы по вопросам, подлежащим рассмотрению при проведении экспертизы и проводят изучение указанных материалов и документов в электронном виде; 2. В ходе внешней очной экспертизы эксперты запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации устные объяснения по вопросам, подлежащим рассмотрению при проведении экспертизы через видеозвонки Skype; 3. Эксперты проводят виртуальные встречи одиночные видеозвонки и Skype конференции (групповые видеозвонки): - с профессорско-преподавательским составом организации, - с обучающимися слушателями Программы; - с выпускниками Программы; - представителями региональной Комиссии; - с руководством образовательного учреждения; - с руководством Программы; - представителями работодателей. 4. Эксперты проводят наблюдение за ходом образовательного процесса (включая учебные занятия, практики, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию). 5. График видеозвонков Skype организует и согласовывает Федеральная Комиссия.
Виды экспертных заключений: – безусловно-положительное экспертное заключение составляется в том случае, когда эксперт приходит к мнению, что программа в полной мере соответствует методическим рекомендациям по обучению специалистов, рекомендуется Комиссии включить образовательную программу в перечень образовательных программ на следующие два года; – условно-положительное экспертное заключение составляется в том случае, когда эксперт приходит к мнению, что безусловно- положительное экспертное заключение составлено быть не может, но препятствующие этому факторы не являются существенными, чтобы составить отрицательное заключение. Образовательная программа рекомендуется Комиссии к включению перечень с замечаниями с последующей дополнительной общественной экспертизой через год; – отрицательное экспертное заключение составляется в том случае, если эксперт считает, что программа не соответствует методическим рекомендациям по обучению специалистов и при этом эксперт считает, что по итогам экспертизы не может быть составлено условно-положительное экспертное заключение. Образовательная программа рекомендуется Комиссии к исключению из перечня образовательных программ. Перечень образовательных программ утверждается Комиссией ежегодно.
Система оценки качества подготовки специалистов в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации Баллы и критерии оценки (от нуля до трех, где 0 баллов присваивается за отсутствие реализации образовательной программы по выбранному критерию). Замечания / комментарии экспертов обязательны по каждому пункту. Сумма баллов по восьми разделам может составлять от 0 до 63 балла. Критерии оценки образовательной программы: Сумма баллов Тип экспертного заключения Менее 38 баллов Отрицательное заключение От 39 баллов до 49 баллов Условно положительное заключение Более 50 баллов Безусловно положительное заключение
Этапы проведения общественной экспертизы проектно- ориентированных программ и программ повышения квалификации, отобранных в 2010 году Методический семинар для руководителей программ подготовки управленческих кадров Предоставление образовательными учреждениями отчетов о реализации Государственного плана, анкет по самооценке программ и др. отчетных документов Проведение заочной экспертизы образовательных программ Подведение итогов заочной экспертизы Проведение скайп - собеседований экспертов с руководителями программ повышения квалификации Выезды экспертов в образовательные учреждения с целью проведения очной экспертизы проектно-ориентированных программ Подведение итогов очной экспертизы. Формирование перечня образовательных программ, рекомендованных к реализации в рамках Государственного плана в 2013/14 – 2014/15 учебных годах Заседание Комиссии Утверждение перечня образовательных программ, рекомендованных к реализации в рамках Государственного плана в 2013/14 – 2014/15 учебных годах
График внешней очной экспертизы программ А Гуськова Надежда ДмитриевнаСамарский государственный экономический университет, Маркетинг Астраханцева Ирина Александровна Казанский (Приволжский ) федеральный университет, Менеджмент в образовании Бекенева Любовь Александровна Астраханский государственный университет, Региональный менеджмент: формирование устойчивых конкурентных преимуществ компаний и территорий Витковская Людмила Константиновна Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, Финансовый менеджмент в инновационном развитии организации Дождева Наталья Владимировна Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Эффективное рыночное управление Волкова Ирина Олеговна Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Эффективное рыночное управление 26 сентября Зимина Ирина Валериевна Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербургский филиал), Менеджмент в образовании Лапушинская Галина Константиновна Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Менеджмент в образовании Финашина Татьяна АлександровнаМеждународный институт менеджмента ЛИНК (филиал в Иркутске) Малышева Лариса Анатольевна Южно-Уральский государственный университет, Управление проектами на предприятии Бухарова Евгения БорисовнаКемеровский государственный университет, Менеджмент
График внешней очной экспертизы программ Q ВУЗПрограмма Балтийский федеральный университет имени Имануила КантаИнновационный малый бизнес Алтайский государственный технический университет им. И.И. ПолзуноваРазвитие предпринимательства Астраханский государственный университет Развитие предпринимательства: технологии проектного управления изменениями организации Белгородский Государственный УниверситетИнновационный малый бизнес Белгородский Государственный УниверситетУправление инновациями в корпорациях Брянский государственный технический университетИнновационный малый бизнес Волгоградский государственный университетИнновационный малый бизнес Волжский государственный инженерно-педагогический университет (г. Нижний Новгород) Развитие Воронежский Государственный УниверситетРазвитие Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Нижегородский филиал) Управление инновациями в корпорациях Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Нижегородский филиал) Управление инновациями в малом бизнесе Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербургский филиал) Развитие предпринимательства (Создание малого предприятия) Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс Развитие Дальневосточный Федеральный университетНовые направления развития собственного бизнеса Дальневосточный Федеральный университетУправление инновациями в корпорациях Казанский (Приволжский ) федеральный университетУправление инновациями в корпорациях Камчатский государственный технический университетРазвитие
Мордовский государственный университет им. Н.П. ОгареваИнновационный малый бизнес Мордовский государственный университет им. Н.П. ОгареваРазвитие Мордовский государственный университет им. Н.П. ОгареваУправление инновациями в корпорациях Московская международная Высшая школа бизнеса МИРБИССовременные технологии предпринимательской деятельности Московский энергетический институт (технический университет) в г. СмоленскеИнновационный малый бизнес Новосибирский государственный технический университетРазвитие предпринимательства Поволжский институт им. П.А. Столыпина – филиал РАНХ и ГСУправление инновациями в корпорациях Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Управление инновациями в корпорациях Самарский государственный экономический университетРазвитие Самарский государственный экономический университетУправление инновациями в корпорациях Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университетРазвитие предпринимательства Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Менеджмент в сфере инноваций (Управление инновационным развитием предприятия) Саратовский государственный социально-экономический университетРазвитие Саратовский государственный социально-экономический университетСоздание Саратовский государственный социально-экономический университетУправление инновациями в корпорациях Северо-Восточный государственный университетИнновационный малый бизнес Северо-Кавказский государственный технический университетРазвитие предпринимательства
Сибирский государственный аэрокосмический университет им.академика М.Ф. Решетнева Управление инновациями в корпорациях Сибирский федеральный университетУправление инновациями в корпорациях Сыктывкарский государственный университетИнновационный малый бизнес Сыктывкарский государственный университетУправление инновациями в корпорациях Тверской государственный университетУправление инновациями в корпорациях Тольяттинская академия управленияУправление развитием бизнес-организаций Тольяттинская академия управленияУправление разработкой и внедрением бизнес-проектов Томский государственный университетРазвитие предпринимательства Томский политехнический университетИнновационный малый бизнес Ульяновский государственный технический университетРазвитие малой фирмы Ульяновский государственный технический университетУправление инновациями в корпорациях
Спасибо за внимание!