Основная образовательная программа Как разработать главный стратегический документ школы?
Основная образовательная программа Современная школа имеет три важнейших стратегических документа (стратегическая триада): 1.программу (инновационного) развития образовательного учреждения; 2.основную образовательную программу образовательного учреждения; 3.публичный доклад образовательного учреждения.
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.
Основная образовательная программа От того, насколько эффективной и значимой будет основная образовательная программа, зависит успешность введения ФГОС.
Основная образовательная программа ООП НОО, ООО, Среднего полного общего образования должна содержать три раздела: Целевой Содержательный и организационный
Основная образовательная программа Целевой раздел: пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися ООП система оценки планируемых результатов освоения ООП
Основная образовательная программа Содержательный раздел включает в себя программы: программа развития УУД. программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. программа воспитания и социализации обучающихся. программа коррекционной работы
Основная образовательная программа Организационный раздел: учебный план среднего полного общего образования. план внеурочной деятельности. Система условий реализации ООП. Количество учебных занятий за 2 года – не менее 2170 и не более 2590 часов.
Основная образовательная программа План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности: Объем внеурочной деятельности (до 700 ч) на два года.
Основная образовательная программа Система условий реализации ООП : Кадровых Психолого-педагогических Финансовых Материально-технических Информационно-методических Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий. Контроль за состоянием системы условий.
Основная образовательная программа Важным условием является кадровое обеспечение: Уровень квалификации педагогических и иных работников ОУ соответствует новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ОУ (освоение профессиональных программ в объеме не менее 72 ч,). План-график повышения квалификации работников ОУ, план научно-методических семинаров – в связи с введением стандарта второго поколения Условия для методической поддержки, получения оперативных консультаций, использования инновационного опыта других ОУ
Структура программы Целевой раздел основной образовательной программы: Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы; 2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы; 3) общую характеристику основной образовательной программы; 4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.
Структура программы Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Содержательный раздел основной образовательной программы: Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования.
Структура программы Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования Программа коррекционной работы Организационный раздел основной образовательной программы: План внеурочной деятельности Система условий реализации основной образовательной программы.
Структура программы Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включает такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
Структура программы Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включает формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности;
Понятие и сущность УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия –инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УУД (умение учиться, способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта)
В составе основных видов УУД 4 блока: Личностный Коммуникативный Регулятивный Познавательный (методические рекомендации в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в школе»)
Основные виды универсальных учебных действий: 1 ) личностные; 2) регулятивные, включающие действия саморегуляции; 3) познавательные, включающие логические, знаково-символические действия; 4)коммуникативные
Подходы к формированию УУД Стандарт 2004 г. Раздел «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности». Стандарт второго поколения – Программа формирования УУД.
Подходы к формированию УУД Приоритетные УУД для естественнонаучных предметов: Работа с текстовой информацией Овладение общелогическими приемами познания (сравнение, классификация, обобщение и т.п.) Освоение методов и приемов научного познания (наблюдение, опыт, измерение, моделирование и т.д.)
Подходы к формированию УУД работа с текстом Поиск информации (тип ресурса, предметный и тематический поиск) Понимание (явная и неявная информация) и преобразование для дальнейшего использования (конспектирование) Применение (интерпретация) Представление (создание собственных текстов и их публичное представление с учетом направленности информационного потока) Оценка достоверности информации
Подходы к формированию УУД - Овладение способом деятельности (узнавание алгоритма, следование образцу и простейшим алгоритмам, использование известного алгоритма в ситуациях типовых учебных задач). - Применение способа деятельности (использование известных алгоритмов при решении нетиповых учебных задач, решение задач путем комбинирования известных алгоритмов). - Преобразование способа деятельности (изменение известного алгоритма исходя из особенностей учебной задачи, самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи).
Примеры учебных действий Работа с графиками (значение величин, соотнесение с реальными процессами, скорость изменения функции) Методологические умения (формулировка гипотезы, анализ хода опыта или наблюдения, соотнесение результатов и выводов) Классификация (группировка объектов по изученным признакам, заполнение классификационной схемы)
Примеры заданий: Примеры заданий: Работа с текстом (прямые вопросы, сопоставление информации, преобразование из одной формы в другую, использование имеющегося запаса знаний и информации из текста. Сравнение объектов (выделение свойств по указанным признакам, выделение признаков для сравнения, формулировка вывода).
Спасибо за внимание!